В первый класс Марина пошла с большой охотой. Учёба давалась ей без напряжения. Она заучивала стихи, составляла рассказы по картинкам. Второй класс тоже начался с энтузиазма и пятёрок в дневнике. Родители радовались и гордились дочерью. Но после первой четверти учительница пожаловалась.
- У вашей Марины тетради растрёпанные, пишет в них небрежно. Я часто не могу разобрать какое слово она изобразила. У неё пропала тяга к знаниям, иногда сидит целый урок и ничего не пишет в тетради. Я её спрошу, а она: "Забыла дома". Задачки решает быстро, однако не проверяет, а смотрит в окно. А я посмотрела, нет ответа. Пришлось снижать оценку.
Надежда Ильинична сгорала от стыда, а Анна Васильевна советовала.
- Она девочка умная, но за ней нужен контроль. Займитесь Мариной.
Надежда Ильинична не стала кричать на дочь, а решила понаблюдать за ней.
"Несколько часов подряд сидит за компьютером. - ужаснулась она. - Тогда немудрено, что ей стало всё безразлично."
Надежда обсудила учёбу дочери с мужем, и Геннадий изрёк.
- Давай уберём все гаджеты из дома. Опять возьмётся за учебники.
- Марина, - начала родительница, - скажи, что тебе интересно.
- Игры. - и дочь показала на экран.
- С сегодняшнего дня, - не выдержала родительница, - мы даём только один час для компьютера. Остальное время - уроки, спортивная секция, кружки.
- Я не хочу никакого спорта! - отвернулась Марина.
Отец с матерью развели руками.
"Мы зашли в тупик", - говорили их взгляды.
- Учёба в школе нужна прежде всего тебе, - объяснил Геннадий Петрович. - Давай договоримся, за двойки и тройки мы лишаем тебя компьютера.
Надежда Ильинична советовалась с коллегами, опытными родителями.
- С мужем сделали так. - пояснила одна женщина. - Превратили всё в игру. Обсуждали с ребёнком, что ему нравится делать и что он обязан. Только не пишите много правил, для вашего возраста семь пунктов хватит. Мы взяли красивую коробочку и складывали туда фишки за выполнение. А если поленился, убирали. И так каждый вечер подводили итоги. Например, записать домашнее задание в дневник, убрать за собой посуду, одежду развесить аккуратно в своём шкафчике. Постепенно наша дочка привыкла к ежедневному отчёту за своё поведение и оценила. А вскоре многое делала без напоминаний. А в конце недели не забывайте поощрение, сходить вместе в кино или кафе.
Марину увлекла игра с красочными фишками. Каждый день она получала оценки.
- Хороших больше! - докладывала дочь.
Родители вечером подсчитывали фишки за хорошее и плохое поведение, а в выходные поощряли или наказывали.
Однажды Марина заявила.
- У нас все девочки в классе записались на волейбол, я тоже хочу.
- Конечно! - сразу поддержала Надежда Ильинична.
- А в выходной день съездим купим форму. - добавил отец.
Марина старалась вовсю примерно два месяца. Она снова получала четвёрки и пятёрки.
- Мы на верном пути! - радовались родители.
Но вскоре фишки надоели девочке. Она закапризничала. Стала кричать, ударяла ладонями по своему лицу.
- Я замучилась и ничего не хочу! - и она рассыпала коробку с фишками на пол.
Надежда Ильинична вонзилась длинными ноготочками в свои ладони. Так хотелось ругать, истошно вопить, показать пальцем на вредную Марину. А дочка нарочно стояла и ждала реакции родителей. Выручил муж.
- Ты не права. - ровно и спокойно изрёк он. - Лучше пойдём вместе и сделаем домашнее задание.
Марина уселась за стол и посмотрела в окно.
- Зима. - заявила она как будто это неясно.
- Открывай учебник и тетрадь. - попросил Геннадий Петрович.
Марина неторопливо перелистывала страницы.
- Я пить хочу. - она вскочила и побежала на кухню.
Там она нарочно пила маленькими глоточками, тянула время.
Отец по-прежнему спокойно объяснял.
- Ты шатаешься уже три часа, а уроки не выучила. Сядь и займись.
- Мне всё надоело, я устала. - запротестовала девочка.
- Марина, устраивайся на стуле поудобнее и доводи начатое до конца. - настаивал Геннадий Петрович.
Марина грызла кончик ручки, и никакого результата.
- Всё, ты перешагнула всякие границы. Провинилась. - заявил отец. - Вся неделя без компьютера и мультиков.
- Вы меня не любите! - уже плакала Марина.
- Заверши задачу, и на сегодня хватит. - из последних сил сдерживался отец семейства.
- Не хочу, не хочу! - как с цепи сорвалась дочка.
- Вот тебе наказание, приседай двадцать раз. - строго приказал Геннадий Петрович.
Физические упражнения возымели действие. Вроде Марина успокоилась, и Надежда Ильинична ласково сказала.
- Ты столько возмущалась, а ведь могла бы давно сделать домашку.
- Вы меня обругали! - упрямилась Марина. - И у меня нет настроения ничего делать.
- Всё, спать. - не выдержал Геннадий Петрович.
На следующий день Марина пришла домой понурая.
- Мне поставили двойку. - созналась она.
- Исправим. - подбодрила её родительница. - Можно всё наверстать.
Надежда Ильинична обняла дочь.
- Доставай учебники, сделаем домашнюю работу вместе.
- А зачем? - удивилась Марина.
- Я представила, что я второклассница. Вынимай "Русский язык". Смотри, буквы похожи на маленьких человечков.
Марина заинтересовалась.
- А мы с тобой поставим их правильно, чтобы они дружили.
Потом Марина достала учебник математики.
- А тебе не кажется, что цифры убегают, и их нужно поймать?
И опять девочка увлеклась. Надежда Ильинична совершенно забыла, что пора готовить ужин и полно домашних дел. Родительница объясняла несколько раз задачку, и вместе с дочкой искали ответ. А у Марины создалось впечатление, что это она решила. Во время занятий Надежда Ильинична неоднократно обнимала и хвалила дочь.
- Подсказывай мне. - просила она.
- Надо вот так! - учила Марина.
С этого дня Надежда Ильинична делала уроки с дочкой каждый день, а ужин готовил Геннадий Петрович. Постепенно совместные занятия сплотили семью, и Марина успокоилась. Она уже понимала, что такое "хочу" и "надо". Сначала сделала что надо, а потом получишь что желаешь.
Так с помощью родителей она успешно закончила второй класс.
В первый же летний выходной семья отправилась на озеро. В машине Надежда Ильинична в игровой форме решала задачки с Мариной.
- Мы проехали тридцать километров, а всего до места пятьдесят. - сколько ещё осталось?
- Ну конечно двадцать! - тоном превосходства заявляла девочка.
- А теперь таблицу умножения. - заявила родительница.
- Только сделаем наоборот. Я задам примеры, ты отвечай. А потом я поставлю тебе оценку.
- Ловко придумала! - не выдержал Геннадий Петрович.
Так за интересными разговорами добрались до озера.
- Мама, подруги пойдут в школьный лагерь, я тоже хочу. - попросила Марина. - Утром мы там соберёмся, нас накормят, потом соревнования или поделки. А вечером домой.
- Неплохая идея. - одобрил Геннадий Петрович. - За детьми досмотр, пока мы на работе.
Продолжение.