– У тебя есть план на месяц? – Лучше, у меня есть план для составления плана!
Окончание школы и поступление в университет после экзаменов с головой окунает студентов во взрослую жизнь. Сама молодежь часто ассоциирует ее с тусовками, независимостью, жизнью отдельно от родителей и отсутствием надзора – одни плюсы. Ведь так?
Не совсем: когда никто не стоит над душой, не контролирует успеваемость и не дает по шапке за низкую посещаемость (до первой сессии), многие расслабляются и перестают следить за делами, временем, пропадает дисциплина. Бывает и другая ситуация: задач становится так много, что держать все в голове просто невозможно – мозги кипят, дедлайны напирают. О том, как справиться с этой проблемой и научиться грамотно распределять время, – читайте ниже.
Почему важно владеть базовыми навыками тайм-менеджмента
Если вы думаете, что после поступления в универ учеба будет самой серьезной проблемой, спешим вас разочаровать: большинство студентов старших курсов совмещают обучение и профессиональную деятельность, а почти одна треть учащихся работает уже на первом курсе. Кстати, мы писали отдельную статью про то, как эффективно совмещать работу и учебу, читайте ее по ссылке.
Помимо заработка не стоит забывать и про личную жизнь, хобби, спорт и прочие активности. Автор, как и многие другие, совмещал очное обучение с работой и игрой в музыкальной группе в постоянных поездках между двумя городами, и прочувствовал все на своей шкуре. Отношения, сторонние интересы и непредвиденные обстоятельства – все это съедает время и силы. Организация и планирование времени, рабочих и иных процессов, овладение базовыми навыками тайм-менеджмента – все это необходимо для студента (потому что дальше будет сложнее, сорян за спойлеры ¯\_(ツ)_/¯).
Как распланировать свое время
Начнем с базы – достаточного количества сна. Необходимо спать хотя бы 7-8 часов в сутки, чтобы это не сказывалось на вашей продуктивности. Без достаточного количества отдыха невозможно говорить об успешном выполнении поставленных вами целей. В противном случае вы рискуете получить серьезные проблемы со здоровьем, подробно писали об этом здесь.
Разумеется, не всегда есть возможность хорошо выспаться, и иногда нужно “запушить” себя, например, перед сдачей объемного доклада. В таких случаях многие заряжаются растворимыми энергетиками – в них много кофеина (125 мг на порцию), такие энергосы отличаются насыщенным вкусом за счет высокого содержания сухих натуральных соков.
- Не прыгайте выше головы. Зачеркивать выполненные задачи в составленном плане всегда приятно, особенно если их много. Но чрезмерная амбициозность и перфекционизм приведет к тому, что через несколько недель такого режима вы выгорите и не сможете ни учиться, ни трудиться. Ставьте в план только те задачи, которые вы в состоянии выполнить.
- Матрица Эйзенхауэра. Метод тайм-менеджмента, которым активно пользовался 34-й президент Соединенных Штатов. Речь идет, главным образом, о грамотной расстановке приоритетов. Вы делите задачи на 4 категории:
- Важные и срочные. Выполнить в первую очередь;
- Важные, но не срочные. Не нужно делать в данный момент, но не стоит их затягивать, иначе они перейдут в первую категорию;
- Срочные, но не важные. Отвлекающие факторы;
- Не срочные и не важные. Отложить, пока не закрыты все остальные вопросы.
- Временные блоки. Наиболее простой и очевидный способ. По сути, вы составляете расписание на день по часам, как в детском лагере, к примеру:
09:00 – 15:00 – пары в универе;
15:00 – 16:00 – обед и отдых;
16:30 – 20:00 – работа;
21:00 – 22:00 – готовка и ужин;
22:00 – 23:30 – концерт Газманова, подготовка к экзамену, написание курсовой.
При помощи этого метода у вас получится лучше ориентироваться по времени и ничего не забывать.
- Правило 2 минут. Когда вы составляете план, и в нем есть дела, которые занимают до двух минут вашего времени, лучше выполнить их сразу. Так вы разгрузите мозги и не будете захламлять голову ненужными мыслями.
Другое дело, что мы недостаточно хороши в оценке времени, которое потребуется на то или иное дело. Бывает, что минутный звонок с целью навести справки обрастает новыми неприятными подробностями, и вот вы выполняете уже не одну, а несколько задач большей длительности. Потому, если они связаны с другими людьми, а не, скажем, с мытьем посуды, то стоит пользоваться ими исходя из надобности.
- Метод помидора. Подходит для тех, кто постоянно отвлекается и не может сосредоточиться. Вы делите свое время на отрезки для работы и отдыха: 25 и 5 минут соответственно. В сумме получаем 30 минут – один помидор. После 4 томатов первый цикл заканчивается и делается большой перерыв, после чего все начинается заново, пока дело не будет сделано. Методику можно менять, модернизировать как душе угодно: в один цикл можно добавить больше помидоров, разделить отрезки по 35 и 10, 52 и 17 минут, если вы умеете хорошо и долго концентрироваться.
⚡️Рассказывайте, как вы все успеваете в комментариях⚡️