Найти тему

Зимний лес Ивана Колесникова

«Талантливая молодежь, выходцы из народа, они приехали из разных уголков нашего отечества. Небольшая группа учеников работала над композицией. Работу над сочинением эскизов эти ученики считали главной своей задачей, - писал в своих воспоминаниях о годах учебы художник Петр Бучкин, – с жадностью отдаваясь своему любимому занятию, все наперебой старались соревноваться между собой. Их работы – эскизы картин на исторические темы, сцены бытового характера или пейзажные картины – вызывали радостное чувство. Они рождали воспоминания о виденном в жизни, действовали на творческое воображение, будили творческую энергию. В числе получавших премии на конкурсах академических эскизов были братья Степан и Иван Колесниковы».

Эти художники родились в крестьянской семье в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Заниматься живописью отец разрешил одаренным сыновьям: старшему Степану и младшему Ивану, появившемуся на свет в марте 1887 года. По примеру Степана Иван поступил в Одесское художественное училище, после окончания которого в 1907 году, успешно сдав экзамены, он вслед за братом поехал в Петербург и был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставниками были известные мастера пейзажа А.А. Киселев и Н.Н. Дубовской. За картину «Осень» Иван Колесников по завершении учебы в 1912 году получил звание художника и право на заграничную двухгодичную пенсионерскую командировку. Эта, одна из лучших в его творчестве картин, созданная в 1911 году, находится в собрании Государственного Русского музея. В 1913-1914 годах он жил и писал этюды и картины в Испании и Франции, участвовал в выставках в Мюнхене, Берлине, Кельне

В. Д. Баранова-Россине. Портрет И. Ф. Колесникова
В. Д. Баранова-Россине. Портрет И. Ф. Колесникова

Вернувшись в Россию, он в начале работал в своем любимом жанре, писал преимущественно камерного формата пейзажи с мягким колоритом, в которых передал неброскую красоту природы средней полосы России, такие как «Пашня» (1917), «Над озером» (1918). Он был экспонентом крупных художественных объединений: Товарищества передвижников, Общества имени А.И. Куинджи, Ассоциации художников революционной России. В послереволюционный период в 1918-1926 годах он написал ряд востребованных временем жанровых полотен на тему трудовых будней: «Сплав бревен», «Разгрузка теплохода», «Утренняя смена».

И.Ф. Колесников. Утренняя смена. 1925. Бумага, акварель. 25х36. Государственный центральный музей современной истории России
И.Ф. Колесников. Утренняя смена. 1925. Бумага, акварель. 25х36. Государственный центральный музей современной истории России

Большое, два метра в длину, многофигурное полотно на историко-революционную тему «Заседание штаба Красной гвардии. 1917 год», работу над которым Колесников работал в 1926-1927 годах, не совсем обычно для его творчества. Это коллективный портрет собравшихся в Смольном руководителей Красной гвардии Петрограда, организованной в городе в дни Февральской революции. В период работы над картиной художник мог встречаться с некоторыми участниками этого события, чтобы правдиво его отобразить.

И.Ф. Колесников. «Заседание штаба Красной Гвардии. 1917 год» 1928. Холст, масло. 134х198. Музей политической истории России
И.Ф. Колесников. «Заседание штаба Красной Гвардии. 1917 год» 1928. Холст, масло. 134х198. Музей политической истории России

Жил он в Петрограде (Ленинграде), где и скончался, занимался помимо живописи книжной иллюстрацией, выполнял акварели, плакаты, а также рисунки для основанной в 1918 году «Красной газеты», в штате которой он состоял. Газета освещала политическую жизнь страны и повседневную жизнь города.

Произведения этого малоизвестного сейчас художника находятся в ряде региональных музеев страны и частных коллекциях.

И.Ф. Колесников. В зимнем лесу. Этюд. 1915. Дерево, масло. 34 х 25. Вологодская областная картинная галерея
И.Ф. Колесников. В зимнем лесу. Этюд. 1915. Дерево, масло. 34 х 25. Вологодская областная картинная галерея

Восхищение красотой забранного в зимний плен леса ярко выражено в этюде «В зимнем лесу», выполненном Колесниковым в 1915 году. Работа поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея. Фрагментарная композиция с трогательно хрупким под тяжелой шапкой снега тонким деревцем на переднем плане и обобщенно декоративная манера письма, типичные для того времени, отличают эту камерную работу. Здесь тонко переданы эффекты солнечного света на снегу, почти как в стихах прославленного поэта:

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой,

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой

Елизавета Коновалова,

Старший научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи

Леса
8465 интересуются