«Талантливая молодежь, выходцы из народа, они приехали из разных уголков нашего отечества. Небольшая группа учеников работала над композицией. Работу над сочинением эскизов эти ученики считали главной своей задачей, - писал в своих воспоминаниях о годах учебы художник Петр Бучкин, – с жадностью отдаваясь своему любимому занятию, все наперебой старались соревноваться между собой. Их работы – эскизы картин на исторические темы, сцены бытового характера или пейзажные картины – вызывали радостное чувство. Они рождали воспоминания о виденном в жизни, действовали на творческое воображение, будили творческую энергию. В числе получавших премии на конкурсах академических эскизов были братья Степан и Иван Колесниковы».
Эти художники родились в крестьянской семье в селе Адрианополь Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Заниматься живописью отец разрешил одаренным сыновьям: старшему Степану и младшему Ивану, появившемуся на свет в марте 1887 года. По примеру Степана Иван поступил в Одесское художественное училище, после окончания которого в 1907 году, успешно сдав экзамены, он вслед за братом поехал в Петербург и был принят в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где его наставниками были известные мастера пейзажа А.А. Киселев и Н.Н. Дубовской. За картину «Осень» Иван Колесников по завершении учебы в 1912 году получил звание художника и право на заграничную двухгодичную пенсионерскую командировку. Эта, одна из лучших в его творчестве картин, созданная в 1911 году, находится в собрании Государственного Русского музея. В 1913-1914 годах он жил и писал этюды и картины в Испании и Франции, участвовал в выставках в Мюнхене, Берлине, Кельне
Вернувшись в Россию, он в начале работал в своем любимом жанре, писал преимущественно камерного формата пейзажи с мягким колоритом, в которых передал неброскую красоту природы средней полосы России, такие как «Пашня» (1917), «Над озером» (1918). Он был экспонентом крупных художественных объединений: Товарищества передвижников, Общества имени А.И. Куинджи, Ассоциации художников революционной России. В послереволюционный период в 1918-1926 годах он написал ряд востребованных временем жанровых полотен на тему трудовых будней: «Сплав бревен», «Разгрузка теплохода», «Утренняя смена».
Большое, два метра в длину, многофигурное полотно на историко-революционную тему «Заседание штаба Красной гвардии. 1917 год», работу над которым Колесников работал в 1926-1927 годах, не совсем обычно для его творчества. Это коллективный портрет собравшихся в Смольном руководителей Красной гвардии Петрограда, организованной в городе в дни Февральской революции. В период работы над картиной художник мог встречаться с некоторыми участниками этого события, чтобы правдиво его отобразить.
Жил он в Петрограде (Ленинграде), где и скончался, занимался помимо живописи книжной иллюстрацией, выполнял акварели, плакаты, а также рисунки для основанной в 1918 году «Красной газеты», в штате которой он состоял. Газета освещала политическую жизнь страны и повседневную жизнь города.
Произведения этого малоизвестного сейчас художника находятся в ряде региональных музеев страны и частных коллекциях.
Восхищение красотой забранного в зимний плен леса ярко выражено в этюде «В зимнем лесу», выполненном Колесниковым в 1915 году. Работа поступила в Вологодскую областную картинную галерею в 1953 году из Вологодского областного краеведческого музея. Фрагментарная композиция с трогательно хрупким под тяжелой шапкой снега тонким деревцем на переднем плане и обобщенно декоративная манера письма, типичные для того времени, отличают эту камерную работу. Здесь тонко переданы эффекты солнечного света на снегу, почти как в стихах прославленного поэта:
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой,
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой
Елизавета Коновалова,
Старший научный сотрудник Вологодской областной картинной галереи