Найти тему

Иван Иванович Шишкин. 10 картин из Третьяковской галереи

25 января (13-го по старому стилю) 1832 года в Елабуге в небогатой купеческой семье родился будущий выдающийся художник, один из самых патриотичных пейзажистов России. И имя его Иван Иванович Шишкин.

Не буду рассказывать вам сегодня всю биографию художника и его творческий путь. А приглашаю вас в Государственную Третьяковскую галерею, в зал №25, посвященный Шишкину, чтобы повнимательнее рассмотреть работы знаменитого мастера.

Третьяковская галерея. Зал №25. Фото автора
Третьяковская галерея. Зал №25. Фото автора

А сопровождать картины будут строки из стихов Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Почему именно Некрасова, станет понятно в конце публикации.

Итак, начинаем нашу экскурсию с картины, которая первой появилась в коллекции Павла Третьякова, – «Полдень. В окрестностях Москвы». После выставки Академии художеств в 1869 году Шишкин получил письмо. «Милостивый государь Иван Иванович <…> покорнейше Вас прошу сообщить мне, продана Ваша картина «Полдень» или еще нет? И в таком случае, неугодно ли Вам будет уступить мне ее за 300 р», – спрашивал художника известный коллекционер. На что Шишкин через некоторое время (уже после получения перевода) отвечал: «Я очень рад, что картина моя попала к Вам, в такое богатое собрание русских художников. Картина, хорошо упакованная, пошлется сегодня или завтра. Остаюсь с истинным почтением и имею честь быть Ваш покорный слуга».
Эта картина положила начало созданию коллекции работ художника в Третьяковской галерее, где сейчас хранится 50 живописных произведений и более 200 рисунков и акварелей, а также несколько альбомов с карандашными зарисовками и коллекция офортов.
Но я вам сегодня хочу показать те работы, которые сейчас экспонируются в постоянной коллекции. /
По крайней мере я их видела там в 2023 году/
Работа «Полдень. В окрестностях Москвы» была написана на основе этюдов и зарисовок, сделанных в 1866 году в селе Братцево под Москвой. Но это тогда было «под Москвой», а сейчас район Братцево находится в черте города, рядом с Тушино. Село располагалось на берегу притока Сходни и в девятнадцатом веке его окружали живописные поля и луга.

Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Холст, масло. 111,2 x 80,4. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Холст, масло. 111,2 x 80,4. Государственная Третьяковская галерея

Обратите внимание на то, какую часть картины занимает небо, подчеркивается бескрайность родной земли, вызывая романтические чувства. С какой тщательностью прописаны полевые цветы на переднем плане и виднеющаяся вдали колокольня среди деревенских изб….

Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Полдень. В окрестностях Москвы». Фото автора
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Полдень. В окрестностях Москвы». Фото автора

Николай Некрасов
В столицах шум, гремят витии (отрывок)

В столицах шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России, –
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью землею,
Колосья бесконечных нив…
Конец 1850-х


Лето 1871 года Иван Шишкин с молодой женой и маленькой дочкой провел у отца в Елабуге. Иван Васильевич был не здоров и очень хотел повидать сына и его семью. К тому времени Шишкин уже получил звание академика художеств, и отец очень им гордился.
«Пароход отходил от елабужской пристани вечером. Сквозь сосны проглядывало заходящее солнце. Свежело. А папенька все стоял и стоял...
В ту осень была написана картина «Вечер». Размышляя над красотой угасающего дня, Шишкин как бы сравнивал эту красоту с вечером человеческой жизни»
, – пишет Лев Михайлович Анисов в книге «Шишкин» из серии «Жизнь замечательных людей».
В картине
«Вечер» также есть романтический мотив – красивое закатное небо, крестьянки, мирно идущие по дороге домой.

Иван Шишкин. Вечер. 1871. Холст, масло. 71,7 x 142,5. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Вечер. 1871. Холст, масло. 71,7 x 142,5. Государственная Третьяковская галерея

Но вместе с тем и вполне реалистичный сюжет – изъезженная проселочная дорога, поленница дров и полуразвалившийся деревенский плетень. Но как он освещен солнцем!

Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Вечер». Фото автора
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Вечер». Фото автора

Николай Некрасов
На Волге (отрывок)

Я рос, как многие, в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши,
Рядами стаи белых птиц,
Как изваяния гробниц,
Сидели важно на песке;
Виднелись горы вдалеке,
И синий бесконечный лес
Скрывал ту сторону небес,
Куда, дневной окончив путь,
Уходит солнце отдохнуть.
1860


Знаковым произведением в творчестве художника стала картина
«Рожь». Она словно ознаменовала возвращение художника к жизни. Если посмотреть краткую биографию Шишкина по годам, то можно заметить, что 1876 и 1877 словно выпали из жизни мастера. Как скажет он после: «Белый свет померк, все, как в черно-белой гравюре, лишилось цвета. Вернула к жизни родная Елабуга».

Такому состоянию художника предшествовали трагические обстоятельства жизни. В 1872 году умер отец художника и его маленький сын Володя, на следующий год уходит из жизни молодой талантливый художник и брат супруги Шишкина – Федор Васильев. Евгения Шишкина заболела и через год тоже умерла, а в 1875 году умер и младший сынишка Константин. У художника осталась только старшая дочь Лидия.
Друзья целый год наблюдали, как Шишкин пил вино, забросив кисти. Но затем он вновь отправился в Елабугу, которая и помогла ему вылечиться.
Картина «Рожь» написана на основе этюдов, сделанных в родных местах, куда художник приехал с дочерью, навестить мать
. «Много бродил и ездил по окрестностям. На Лекаревском поле долго любовался вековыми соснами, растущими среди спелой ржи. Сосны помнил с детства, но теперь не мог оторвать взгляда от них. Чем-то поразило его увиденное. А может, память подсказывала, как однажды ехали они с папенькой и дядей в тарантасе по Лекаревскому тракту и увидели сосну, которую втроем обхватить не смогли», – написал в своей книге Лев Анисов.

Иван Шишкин. Рожь. 1878. Холст, масло. 107,5 x 188. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Рожь. 1878. Холст, масло. 107,5 x 188. Государственная Третьяковская галерея

Картина получила очень высокие оценки критиков, а искусствоведы назовут её «симфонией русской красоты по-шишкински».
А мы обратим внимание на то, что среди этих могучих сосен есть одна высохшая.

Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Рожь»
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «Рожь»

Николай Некрасов
Тишина (отрывок)

Всё рожь кругом, как степь живая,
Ни за́мков, ни морей, ни гор...
Спасибо, сторона родная,
За твой врачующий простор!

1857


Родные места и любимая работа вернули художника к жизни, «заврачевали» его раны, и он решает снова стать семейным человеком. Зимой 1880 года Шишкин обвенчался со своей ученицей Ольгой Лагодой, через год у них родилась дочь Ксения. А когда Ксении было лишь полтора месяца скончалась и вторая жена художника. Опять утрата.
Какие чувства у вас возникают, когда вы всматриваетесь в картину
«Дебри»? Есть ли выход из этого дремучего леса? На мой взгляд, талант художника буквально заставляет ощутить холод этих поросших мхом камней, сырость почвы и буйство природы, рождающее страх перед могуществом леса. Картина была признана лучшим пейзажем IХ передвижной выставки.

Иван Шишкин. Дебри. 1881. Холст, масло. 144 x 95. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Дебри. 1881. Холст, масло. 144 x 95. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов
Перед дождем (отрывок)

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.

1846


Переходим к картине «
На окраине дубового леса», которая сюжетом напоминает нам «Вечер», написанный на десять лет раньше. Тут тоже есть дорога и старый плетень. Появляется шалаш и ручей, на берегу которого мирно играют дети. В ней уже нет вечерней романтики. Осталась спокойная размеренная жизнь природы и людей, живущих в гармонии с ней.

Иван Шишкин. На окраине дубового леса. 1882. Холст, масло. 86,5 x 140,5. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. На окраине дубового леса. 1882. Холст, масло. 86,5 x 140,5. Государственная Третьяковская галерея

Как обычно, с ботанической точностью Шишкин прописывает все цветочки, травинки и деревья. Так и хочется поближе разглядеть все мелочи и детали пейзажа.

Фрагмент картины Ивана Шишкина. «На окраине дубового леса». Фото автора
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «На окраине дубового леса». Фото автора
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «На окраине дубового леса». Фото автора
Фрагмент картины Ивана Шишкина. «На окраине дубового леса». Фото автора

Николай Некрасов
Сомнение (отрывок)

Ты начал жить. Роскошен жизни пир,
На этот пир ты позван для блаженства.
Велик, хорош, изящен божий мир,
Обилен всем и полон совершенства.
Лазурь небес, безбрежный океан,
Дремучий бор, так пышно разодетый,
Седой зимы сердитый ураган,
И тишина торжественная лета,
И говор вод, и пенье соловья,
И над землей витающая птица

1839


В 1884 году художник создает ещё одно значительное произведение –
«Лесные дали». Эта панорамная картина демонстрирует бескрайнюю красоту русской земли: луг, лес, озеро и дали, сливающиеся с необъятным небом. А на переднем плане опять одинокая сосна.
Полотно выставлялось на ХII выставке передвижников, и Шишкин, будучи уже признанным мастером национального пейзажа, очень переживал о том, как его картину встретит публика. Как вспоминали современники, ему казалось, что его ждет провал, он не знал, куда ему деться и запирался у себя в мастерской. А успокаивался только, когда картину покупали.

Иван Шишкин. Лесные дали. 1884. Холст, масло. 112,8 x 164. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Лесные дали. 1884. Холст, масло. 112,8 x 164. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов
Тишина (отрывок)


И ныне жадно поверяю
Мечту любимую мою
И в умиленье посылаю
Всему привет... Я узнаю
Суровость рек, всегда готовых
С грозою выдержать войну,
И ровный шум лесов сосновых,
И деревенек тишину,
И нив широкие размеры...
Храм божий на горе мелькнул
И детски чистым чувством веры
Внезапно на душу пахнул.

1857


В более поздней работе
«Дождь в дубовом лесу» можно заметить несвойственную произведениям художника сентиментальность. Обычно Шишкин изображает действительность такой, как она есть. А в этой картине он привносит в пейзаж своё настроение – печаль от дождливого дня, что делает её наиболее проникновенной и лиричной.
Произведение было написано в одном из парков Петергофа, где живописец проводил лето 1891 года. Двое бредут под зонтиком по лужам и скоро растворятся в тумане. А на переднем плане всё также детально выписаны цветы. Это период творческого расцвета художника, его мастерство и опыт позволяют ему создать практически безукоризненный пейзаж.

Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891. Холст, масло. 124 x 203. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Дождь в дубовом лесу. 1891. Холст, масло. 124 x 203. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов
Деревенские новости (отрывок)

Вот и Качалов лесок,
Вот и пригорок последний.
Как-то шумлив и легок
Дождь начинается летний,
И по дороге моей,
Светлые, словно из стали,
Тысячи мелких гвоздей
Шляпками вниз поскакали –
Скучная пыль улеглась...
Благодарение богу,
Я совершил еще раз
Милую эту дорогу.

1860


В том же году в окрестностях Петербурга было написано другое лиричное полотно –
«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф». Картина выставлялась на персональной выставке мастера, проходившей в залах Императорской Академии художеств в ноябре 1891 года. На ней Шишкин представил около трех сотен этюдов и несколько новых больших полотен, среди которых была и эта работа. Прямо с выставки картину приобрел Павел Третьяков.

Иван Шишкин. В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891. Холст, масло. 84 x 110,5. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. В лесу графини Мордвиновой. Петергоф. 1891. Холст, масло. 84 x 110,5. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов
Дома — лучше!

В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем несравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной,
Под солнцем осенним родная картина
Отвыкшему глазу нова…
О матушка Русь! ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!
Твои мужики на меня выгоняли
Зверей из лесов целый день,
А ночью возвратный мой путь освещали
Пожары твоих деревень.
1868


Возвращаясь из своих летних поездок, каждую осень Шишкин привозил в Петербург сотни этюдов и зарисовок. Сам художник говорил, что
«в изучении натуры никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо». И он продолжал созерцать, наблюдать и размышлять, а самым главным его учителем оставалась природа.
Нередко этюды, написанные на пленэре, становились самостоятельной работой. Предлагаю вам взглянуть на две такие работы, представленные в Третьяковской галерее. Я особенно люблю картину
«Уголок заросшего сада. Сныть-трава». Она напоминает мне мой собственный дачный участок после того, как я возвращаюсь из отпуска.
С какой любовью художник пишет скромные белые соцветия простых полевых цветов! Работа обладает удивительной притягательной силой и обаянием.

Иван Шишкин. Уголок заросшего сада. Сныть-трава. 1884. Холст, масло. 55 x 43. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Уголок заросшего сада. Сныть-трава. 1884. Холст, масло. 55 x 43. Государственная Третьяковская галерея

Некрасов
Саша (отрывок)

...
Саша сбирала цветы полевые,
С детства любимые, сердцу родные,
Каждую травку соседних полей
Знала по имени. Нравилось ей
В пёстром смешении звуков знакомых
Птиц различать, узнавать насекомых.
...
1854-1855


В каталоге к персональной выставке 1891 года Шишкин написал:
«В деле искусства – будь то живопись, архитектура или другая отрасль – великое значение имеет практика. Она одна только дает возможность художнику разобраться в той массе сырого материала, которую доставляет природа. Поэтому изучение природы необходимо для всякого художника, а для пейзажиста в особенности. Любя русскую природу и работая над изучением ее около 40 лет, у меня накопился значительный запас этюдов, рисунков и проч. материала, необходимого для сознательного воспроизведения этой природы. Материал этот я представляю в настоящее время на суд публики, предполагая при этом, что подобные выставки работ художника за все прожитое время дают довольно определенное понятие о приемах, с которыми художник относится к изображаемой им природе».
Выставка, на которой были представлены в основном этюды, имела большой успех, но нашлись и те, кто говорил, будто Шишкин продемонстрировал всё, что у него есть и больше ему нечего будет показать.
Но через год художник открыл новую экспозицию, где выставил ещё две сотни этюдов, написанных за это время.

И мы можем полюбоваться ещё одним чудесным этюдом «Цветы на опушке леса», который считается близким по манере письма к «ботаническому натюрморту» XVIII века. Недаром, что Шишкин учился в Дюссельдорфской Академии искусств, где часто студенты занимались оформлением ботанических справочников.
Александр Бенуа с восторгом отзывался об этюдах Шишкина:
«Его неоценимые заслуги перед русским художеством не в картинах, но в… сотне другой масляных этюдов, в особенности тех, в которых он не гнался за трудными световыми и красочными эффектами и которые давали ему возможность обращать большее внимание на рисунок, нежели на живопись».

Иван Шишкин. Цветы на опушке леса. 1892-1893. Холст, масло. 42 x 67. Государственная Третьяковская галерея
Иван Шишкин. Цветы на опушке леса. 1892-1893. Холст, масло. 42 x 67. Государственная Третьяковская галерея

Некрасов
Саша (отрывок)

...
Сосны вершинами машут приветно, –
Кажется, шепчут, струясь незаметно,
Волны над сводом зелёных ветвей:
«Путник усталый! бросайся скорей
В наши объятья: мы добры и рады
Дать тебе, сколько ты хочешь, прохлады».
Полем идёшь – всё цветы да цветы,
В небо глядишь – с голубой высоты
Солнце смеётся… Ликует природа!
Всюду приволье, покой и свобода
...
1854-1855


И в завершение нашей экскурсии по залу Ивана Ивановича Шишкина в Третьяковской галерее предлагаю ещё один яркий штрих к портрету художника.
В «Петербургской газете» (№ 9) от 10 января 1893 года был напечатан опрос. «В конце минувшего года мы обратились к целому ряду писателей, художников, артистов, композиторов с просьбой собственноручно ответить на приводимые ниже вопросы...», писала газета.

Предлагаю вам прочитать ответы Ивана Шишкина:

Главная черта моего характера?
Прямота, простота.

Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины?
Мужество, ум.

Достоинство, предпочитаемое мною у женщины?
Честность.

Мое главное достоинство?
Откровенность.

Мой главный недостаток?
Подозрительность. Мнительность.

Мой идеал счастья?
Душевный мир.

Что было бы для меня величайшим несчастьем?
Одиночество.

Кем бы я хотел быть?
Действительно великим художником.

Страна, в которой я всегда хотел бы жить?
Отечество.

Мои любимые авторы-прозаики?
Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.

Мои любимые поэты?
Пушкин, Кольцов, Некрасов.

Мои любимые композиторы и художники?
Шуман и Серов.

Пища и напитки, которые я предпочитаю?
Рыба и хороший квас.

Мои любимые имена?
Имена моих детей.

Как я хотел бы умереть?
Безболезненно и спокойно. Моментально.

Мое состояние духа в настоящее время?
Тревожное.

Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно?
Те, которые не мешают жить другим.

Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.

Мой девиз?
Быть русским. Да здравствует Россия.

Теперь вы догадались, почему я использовала в своем рассказе стихи Николая Некрасова. Ещё в Елабуге подросток Иван Шишкин размышлял над «Литературной газетой» и журналом «Отечественные записки», которые в провинциальный городок выписывал его отец, любил прозу Гоголя и молодого тогда поэта-современника Некрасова.

Но больше всего меня в этих ответах поразило то, что в конце 1892 года Шишкин мечтал стать «Действительно великим художником». Сомнения продолжали преследовать очень уважаемого и уже всеми признанного мастера «царя леса».

А свою любовь к лесному пейзажу он высказал так:

«Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось (…). Разбрасываться никак нельзя», – Иван Шишкин

Третьяковская галерея. Зал №25. Фото автора
Третьяковская галерея. Зал №25. Фото автора

P.S. В статье представлены не все картины, выставленные в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, а лишь десять, выбранные мной для того, чтобы постараться показать наиболее характерные периоды творчества. И если вы удивитесь, почему я не рассказала про самую популярную работу Шишкина, ставшую визитной карточкой Третьяковки – «Утро в сосновом лесу», то ответ простой. Про неё я написала отдельную большую статью несколько дней назад.

С любовью, ваша Света В.

Ссылки на все мои новые публикации вы найдете в моем Телеграм-канале:

Света В Литературе и Искусстве