Найти в Дзене
Штурвалом по закону

Воздушный кодекс вновь "перекроили". Самодельные самолеты будут выполнять авиаработы

24 января Совет Федерации РФ утвердил очередные изменения статей Воздушного кодекса РФ. Предложение поступило, конечно же, от депутатов Государственной Думы РФ.

Не буду говорить о том, что основной для авиаторов закон меняется с завидной регулярностью - правки в него вносятся в строгом соответствии с процедурой на базе чьих-то очередных хотелок законотворческих инициатив.

В этот раз федеральным законом были удовлетворены пожелания производителей легких и сверхлегких воздушных судов, не намеревающихся выполнять требования законодательства РФ по сертификации разработчика или производителя авиатехники.

Поясню - законодательство РФ крайних лет никому не запрещало заниматься любительским авиаконструированием и сборкой летательных аппаратов в любительских целях. В принципе здорово - это же техническое хобби. Да, хобби не из дешевых, но это вопрос спорный - можно либо экономить, а можно больше зарабатывать. Так или иначе самолето- и вертолетостроением занималась самая увлеченная часть населения, которая могла себе это позволить.

Однако есть люди, которые вознамерились превратить самолетостроение в прибыльный бизнес - продавать свои несертифицированные воздушные суда, произведенные, без преувеличения, в гаражных условиях, для их последующего коммерческого использования.

На страже появления этой авиастроительной вакханалии стоял Воздушный кодекс РФ. Основной документ авиаторов запрещал коммерческое использование (на коммерческих воздушных перевозках и авиаработах) легких и сверхлегких воздушных судов, которые произведены несертифицированными разработчиками/изготовителями - пп. 4 п. 1 статьи 8 Кодекса. Именно этот подпункт и меняют, теперь он будет касаться только ВС, выполняющих коммерческие воздушные перевозки.

А зачем заморачиваться на исполнение сертификационных требований? Гораздо проще объявить их избыточными, неисполнимыми и обратиться к народными избранникам-депутатам - "Зажимают, дескать, свободу технического прогресса! Не дают строить и продавать наши сверх-мега-выдающиеся самолеты и вертолеты!".

Примеры таких деятелей в великой России настоящего уже есть. Доморощенные конструкторы решили, что нижнее крыло у творения выдающегося Антонова самолета Ан-2 лишнее . И продают это подобие самолета с обрезанным крылом и переделанным двигателем. А потом эти самолеты падают, как это было на Чукотке в ноябре 2023 г.

Разбившийся чудо-самолет на Чукотке // Автор: Пресс-служба ГУ МЧС России по ЧАО, источник: mk-chukotka.ru
Разбившийся чудо-самолет на Чукотке // Автор: Пресс-служба ГУ МЧС России по ЧАО, источник: mk-chukotka.ru

И депутаты пошли любителям авиации навстречу, тем более, что по каким-то неведомым для простого человека причинам подобные изменения Воздушного кодекса РФ не потребовалось согласовывать ни с Правительством РФ, ни с профессионалами авиации, которых это коснётся напрямую.

В рекордные сроки изменения Кодекса, разрешающие коммерческую эксплуатацию на авиационных работах самодельных воздушных судов, произведенных несертифицированным разработчиком/производителем, приняты и утверждены верхней палатой российского парламента - Советом Федерации РФ. Информация размещена в ГАС "Законотворчество" - законопроект № 808041-7.

Скриншот автора // Источник: sozd.duma.gov.ru
Скриншот автора // Источник: sozd.duma.gov.ru

Хорошо это или плохо? Ничто не мешало создавать и эксплуатировать воздушные суда в любительских целях и раньше. Да, недешево. Так и хобби-то такое недешевое. Строить авиамодели, например, значительно дешевле. Но захотелось зарабатывать на своём хобби...

Теперь можно строить, выполняя ряд бумажных формальностей, в которых, безусловно, помогут человеколюбивые сотрудники Росавиации, и продавать, продавать, продавать...

О "внутренней кухне" Росавиации в подобных вопросах я писал чуть ранее в этой 👇статье.

Что получит страна? Весь мировой опыт учит, что максимально эффективны только типовые технологии - типовые методики и техника, типовое обучение и так далее, но зачем законотворцам нижней палаты парламента эта информация, когда есть куда более важные, по их мнению, вопросы?... и зачем учиться на чужих ошибках, когда можно совершать свои?

В отрасли авиационных работ, закрывающей потребности российской экономики в важнейших направлениях (в растениеводстве, в защите лесов, в мониторинге, в доставке грузов), будет работать парк воздушных судов, представляющий сборную солянку гаражной постройки - различных видов каких-то летательных аппаратов, собранных кем-то и где-то.

Пойду-ка я, пожалуй, куплю себе каску потолще... Хотя каска здесь, похоже, не поможет.