Вчера 200 пилотов авиакомпании Азур судорожно вдохнули и, надо понимать, выдохнули только сегодня, когда представитель Росавиация объявил, что 20 сантиметров заглубления фундамента не оказали серьезного влияния на сертификацию полнофункционального авиатренажера компании. Агентство не видит оснований для аннулирования документов тех, кто на нем отучился. Обошлось без катаклизмов.
Кто виноват в сложившейся ситуации и не повторится ли она с другими сотнями пилотов?
Одна из самых больших бед современной гражданской авиации России - несовершенство законодательства. На какие вопросы должен отвечать документ? Правильно, на все.
Невозможность двоякого толкования должна быть нормой. Прочитал человек документ и однозначно ответил на любой вопрос, появившийся в процессе чтения и последующего осмысления. К сожалению, многие документы в гражданской авиации при внимательном прочтении вызывают когнитивный диссонанс - читаешь, а шарик за ролик заезжает. Это касается многих НПА, применяемых в авиации. К тому же, очень медленно и тяжело исправляются допущенные ошибки или противоречения нормотворчества.
В начале 2021 года замруководителя Росавиации, курировавший летную эксплуатацию и авиационные учебные центры, пригласил в агентство представителей многих больших и малых авиакомпаний с просьбой дать предложения в проект нового 128 ФАПа о подготовке и выполнении полетов. Надо понимать, что это одни из основных по важности правил, регламентирующих полеты всей гражданской авиации, включая беспилотную.
Должен сказать,что это был как глоток свежего воздуха - началось активное нормотворчество с перепиской, согласованиями, эмоциональными матюгами, и летом новенький проект ФАПа был готов. К сожалению, труд многих и многих профессионалов с лета 2021 года пылится где-то в электронных архивах Минтранса России.
Кстати, если кто не знает, то законодатель в гражданской авиации именно Минтранс России (ст.24 Воздушного кодекса РФ), именно его сотрудники пишут ФАПы, по которым живет отрасль. Правда, мало кто из работников федерального министерства работал в авиации. Но по логике нынешнего времени для того, чтобы писать авиационные законы совсем необязательно знать как работает авиационное предприятие или как летает самолет.
Пилотам Азура повезло - проходить тренажерную подготовку заново не придётся. Но крупные авиакомпании - не вся гражданская авиация. В отрасли крутятся еще сотни документов, допускающих их вольное трактование. И на этом двояком трактовании зачастую появляются соцветия нарушений. Безусловно, речь идет не о коррупции, а исключительно о человеколюбии.
Некоторые сотрудники и центрального аппарата Росавиации, и его МТУ всегда готовы бескорыстно помочь и ближнему своему, и даже целой авиакомпании. Хочется получить пилотское частного пилота, но денег жалко хватает только на чуть-чуть полетать вокруг аэродрома? Не беда! Вот, к примеру, можно отлетать большую часть программы на сверхлегком ВС, но все равно получить свидетельство частного пилота. И в МТУ Росавиации пойдут навстречу.
Думаете придумал? Один такой свежеиспеченный частный пилот всю свою историю на известном видеохостинге выложил. Там всё честно по этапам рассказано. Как, где и чему учился, как и на чем летал и что в итоге получил. По крайним роликам летал вторым пилотом Ан-2 на лесопатруле. Весь путь занял месяцев 6. Образование у него педагогическое.
Те, кто постарше, с теплотой вспоминают достаточно чёткое и конкретное НПП ГА-85 (Наставление по производству полетов в гражданской авиации- 1985 г.). По старинке многие еще считают Росавиацию за приемника МГА СССР, но ... надо понимать, что это не так. Нет больше ни той страны, ни НПП ГА-85, ни МГА СССР, ни Управления учебных заведений гражданской авиации (УУЗ ГА), ни управления применения авиации в народном хозяйстве (ПАНХ). А сейчас любительская авиация (АОН) есть, а даже отдела по любительской авиации нет. Равно как нет ни одной структуры отвечающей за развитие ГА. Ни у одного ведомства в стране нет задачи развития гражданской авиации с конкретным планом действий.
На сегодняшний день Росавиация - это орган, оказывающий государственные услуги в сфере гражданской авиации. К сожалению, одна и та же госуслуга в разных регионах Росавиацией оказывается по-разному. Где-то сотрудники агентства принципиально соблюдают закон, а где-то очень любят авиаторов.
А вот как всё это исправить?
#Росавиация #Азур #пилот #СВС #гражданскаяавиация #закон