«Почему вы здесь?» - судьбоносный вопрос из фильма «Девять в списке мёртвых», который пополнил череду фатальных вопрошаний в стиле «Кто убил Лору Палмер?» («Твин Пикс») или «Где Джессика Хайд?» («Утопия»). И от ответа, при чем не просто правильности, но и полноты, зависит жизнь девяти человек.
Так сказать, «экзамен на выживание в замкнутых условиях», который предстоит пройти каждому из персонажей. Те были похищены незнакомцем и оказались в подвале прикованными к трубам. Девять, казалось бы, не связанных между собой людей. Но у них есть нечто общее, что они должны выявить и ответить на задаваемый каждые десять минут вопрос.
Есть в современном кинематографе несколько «навязчивых состояний». Во-первых, все подряд пытаются сделать нечто более убедительное, чем «Секретные материалы». Во-вторых, многие стараются снять что-нибудь более выразительное, нежели «Город грехов». И, наконец, есть попытки сотворить как-бы-«Пилу», но только со смыслом.
Что после появления на экранах вереницы кинокартин об испытании ценою в жизнь («Экзамен», «Западня Ферма», «Куб», «Смертельный лабиринт», «Метод Гронхольма», «5 неизвестных», «Комната смерти», «Что бы вы сделали») становится всё сложнее и сложнее. Ибо перечень мотивов, что могут двигать человеком – отнюдь не бесконечный.
Итак, есть своего рода головоломка, почти «Что? Где? Когда?», только выбывание из игры происходит одновременно с оставлением жизни. Поначалу «неизвестные» полагают, что это лишь «розыгрыш», либо «полицейская подстава», а потому не спешат с выдачей искомого ответа.
Однако похитивший их НЕКТО в чёрной маске настроен очень решительно. Не уложились в десять положенных минут и одному уготована пуля. Думайте дальше, выдвигайте версии. Есть в этой смертельно опасной «шараде» нечто алгебраическое – необходимо найти общий знаменатель.
На первый взгляд, задача очень сложная, так как похищенная публика разношерстная: владеющая небольшим магазинчиком китаянка, помощница окружного прокурора, тёмнокожий бандит «с района», представитель медицинского страхового фонда, управляющий ночным клубом и т.д.
Однако ещё «теория шести рукопожатий» учит нас тому, что все живущие разделены между собой не более чем пятью уровней знакомых, то есть все как бы связаны между собой. Но «как» и «почему» – установить не так уж просто. Впрочем, во имя выживания нужно постараться. Ибо в противном случае через десять минут ещё у одного «участника» шанса дать правильные ответы более не будет.
В стремлении выдумать что-то необычное сюжет фильма неожиданно вернулся в исходную точку, так как по большому счету все «камерные триллеры» так и иначе восходят к «Десяти негритятам» Агаты Кристи. А это выводит на тему воздания.
Как мы знаем, не бывает безгрешных людей, всякому есть в чём покаяться. Но не всякий может успеть это сделать. Тем не менее, порой вина может быть незаметной. Однако при стечении обстоятельств несколько мелких прегрешений нескольких мелких людей могут стать причиной очень большой трагедии.