Найти тему
Кинолит

Обшарпанный соблазнитель доступной женщины. Странная роль Высоцкого в мелодраме “Единственная…”

В образе руководителя хора Бориса Ильича Иосиф Хейфиц изначально видел Алексея Баталова, но в последний момент передумал и пригласил Владимира Высоцкого. И, наверное, зря.

Борис Ильич - провинциальный неудачник, эдакий обшарпанный соблазнитель. Он тихо злится успеху Сашке Шеремета, гастролирующему в Аргентине, захаживает с авоськой и в рваной обуви к замужней женщине, чтобы спеть ей песню “Как любил я вас, очи черные” и пожаловаться на судьбу. Когда же в очередной раз сливается с ней в едином порыве страсти, как в плохом анекдоте, появляется муж. Муж расстраивается и подаёт на развод.

Удивительно, что здесь Ильич куда-то таинственно исчезает вместе со своей авоськой. И больше не появляется. То есть Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить.

Надо сказать, что “Единственная” - в своем роде уникальная советская картина: в ней все прекрасно по отдельности, но нелепо в целом. Режиссура, актерская игра, литературный материал (рассказ Нилина) – все очень хорошо. Однако на выходе – крайне странная история то ли о любви, то ли о глупости.

О самом фильме уже говорилось здесь (Стыдная болезнь Тани, или В чем странность сюжета фильма «Единственная»).

Вернёмся же к обшарпанном ловеласу Ильичу.

В начале 1960-х Высоцкий неплохо бы смотрелся в роли такого персонажа. Высоцкий 1975 года - отнюдь. В фильме Хейфица он предстает таким, каким его помнят сегодня – популярнейшим в стране поэтом и бардом, кумиром миллионов. И такой Высоцкий в образе случайного воздыхателя любвеобильной официантки, жены доверчивого и наивного до безобразия водителя Коли, весьма странен и неубедителен.

Если б он не пел... Если б у него была более значимая роль... Если б после анекдотического возвращения домой мужа-шофера глупая официантка побежала бы следом за Ильичом, чтоб пришивать ему пуговицы - быть может, вышла бы история более внятная. Но ничего этого не происходит.

Высоцкий уезжает на гастроли. А шофер с официанткой устраивают непонятную страдальческую возню, причем каждый на свой лад.

Итог: слишком масштабна была личность Высоцкого, чтоб играть мелких неудачников. С такой известностью, узнаваемостью, характерным голосом и, как говорится, харизмой, играть либо Жеглова, либо Гамлета. Либо Свидригайлова.

Сегодня 86 лет со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого. О том, как его любили люди разных профессий, разных возрастов, разных взглядов.