Найти тему
Культурология для всех

Я узнала, почему римский бог пугал христиан

Добрый день! Сегодня хочу рассказать вам историю одного бога. По-гречески его звали Асклепий, а римляне предпочитали имя - Эскулап. Он бог медицины, врачевавший болезни и воскрешавший мертвых.

В Откровении Иоанна Богослова, которое еще называют Апокалипсис во 2 главе, говорится про город Пергам, где поклонялись этому богу:

“там, где престол сатаны” [Апок. 2:13].

Я задумалась, почему христиане так боятся этого римского бога?

Рассказ свой я начну со времени до рождения главного героя, т.е. с родителей. Его будущая мама - смертная женщина, была возлюбленной Аполлона - бога света, покровителя искусств, предводителя и покровителя муз, предсказателя будущего, бога-врачевателя, покровителя переселенцев, олицетворение мужской красоты. При всех этих восхитительных эпитетах его отношения с противоположным полом как-то не складывались, может быть потому что он предпочитал представителей своего гендера: Гиацинта, Адмета, Бранха, Кипариса, Атимния, Форбанта, Кинира и других.

А с женщинами, бессмертными и смертными, ему не везло. Не любили они его. Ему отказали богини Гестия и Персефона. Нимфа Дафна согласилась превратиться в лавровое дерево, лишь бы избежать его ухаживаний, нимфа Касталия стала водным источником. Внучка бога войны Ареса - Марпесса, которую Аполлон украл со свадьбы, предпочла вернуться к смертному мужу. Амазонка Грина решила, что лучше броситься со скалы, чем быть с богом-красавчиком. А дочь троянского царя - Кассандра, пообещав ему любовь в обмен на пророческий дар, не смогла заставить себя выполнить обещание.

Женщина, ставшая матерью Асклепия, носила имя Коронида. Хотя, по другой версии, это было прозвище, а от рождения ее звали Эглой. Когда девочка подросла, то за свою красоту получила дополнительное имя, значение которого учёным непонятно, предполагается, что оно связано либо с вороной, либо с красивым изгибом. Эта красавица согласилась на близость и, даже, забеременела, но предпочла смертного - Исхия.

В этой части истории у нас есть: Девушка, беременная от бога, которая находилась в союзе со смертным мужчиной.

С точки зрения банальной логики Коронида была свободна, Аполлон же не брал ее в жены, брачной клятвы она не произносила, значит, могла выбирать кого хочет.

Но рогоносец так не считал. Он убил Исхия, а его сестрица - Артемида уничтожила Корониду. По другой версии, обе смерти на совести Аполлона. Когда приступ ярости прошел, бог пожалел о своём поступке и пытался спасти Корониду, но не смог. Тут-то и выяснилось, что девушка беременна. На погребальном костре Аполлон (или Дионис, или Гермес) вынул из ее чрева младенца, т.е. сделал операцию “кесарево сечение”.

Согласно еще одной версии, Коронида живехонькая и беременная сопровождала своего отца Флегия - смертного мужчину в возрасте во время разведывательного похода на Пелопоннес. Надо сказать, что папа был очень воинственным, занимался грабежом и разбоем. Он тоже не знал, что дочка носит ребенка, да еще и от Аполлона. И, кстати, был против ее связи с Исхием.

Коронида родила младенца тайно на Пелопоннесе в городе Эпидавр и оставила недалеко от города на горе Миртион. Хотя, справедливости ради, стоит добавить, что местностей, которым приписывалась слава появления на свет бога медицины в древней Греции было много.

Эта версия снова дает нам девушку, беременную от бога, которая находится в родственных отношениях с мужчиной, и он сильно старше ее. Она рожает ребенка вдали от дома и в “походных “ условиях.

-2

Ребенка накормила коза Атена, отбившаяся от стада, потом пришла сторожевая собака и стала его охранять от диких животных. Когда же за ними явился пастух Аресфан, то увидел свет, исходивший от головы ребенка. Он решил, что этот малыш божественного происхождения, и оставил на месте, а не взял с собой.

Обратили внимание: к новорожденному сыну бога приходит пастух.

На горе мальчика нашел Аполлон, сначала воспитывал сам и учил медицине, а потом передал известному воспитателю полубогов и героев - кентавру Хирону, который тоже обучал врачеванию.

Позднее жрецы в храмах Асклепия - асклепиады, которые вели свой род исключительно, от самого бога, выполняли не только магические ритуалы, но и оказывали реальную помощь: диетами, гимнастикой, водолечением, траволечением и даже применяли хирургию. Знаменитый отец медицины - Гиппократ, чью клятву дают все врачи, тоже был асклепиадом. Именно он первым заявил, что в болезнях виноваты не боги, а естественные природные причины.

Но давайте вернемся к Асклепию, кроме искусства врачевания он освоил и искусство воскрешения мертвых. По одной версии, это произошло после того, как Афина собрала живительную кровь убитой Медузы Горгоны и отдала Асклепию.

Согласно второй, царь Минос заставил его воскрешать своего маленького сына Главка, который упал в бочку с мёдом и захлебнулся. Врачеватель размышлял над сложившейся ситуацией, когда к нему приползла змея. Он убил ее то ли в гневе, то ли в задумчивости. Потом приползла вторая, положила на голову первой какую-то травку, и та воскресла. Асклепий нашел это растение, воскресил Главка, а потом стал оживлять и других людей.

Эта часть мифа говорит нам о том, что сын бога воскрешает людей.

Его действия не понравились кому-то из богов. То ли хозяину загробного мира - Аиду, который лишался своей добычи из мертвецов, и он нажаловался Зевсу, то ли самому громовержцу. Причем причин называется как минимум три: либо людей становилось слишком много, либо он боялся, что Асклепий расскажет секрет другим, либо потому что юноша занимался этим за деньги. Хотя есть только один миф, в котором говорится, что он взял деньги, причем по настоянию своей тетки богини-девственницы Артемиды за воскрешение ее ярого поклонника Ипполита, умертвленного по воле Афродиты, уязвленной его пренебрежением.

В итоге отец богов убил Асклепия молнией и сделал созвездием.

Аполлон был очень расстроен этой смертью и, в ответ, убил циклопов, выковавших молнии царю богов, а его слезы, пролитые о сыне, превратились в янтарь. Позднее Зевс воскресил Асклепия, по просьбе отца, и дал ему место на Олимпе.

В этой части обратим внимание на то, что сын бога был убит и воскрес.

-3

Вот такой бог. Сын смертной и бога, сам бог, найденный пастухом. Он воскрешал мертвых, был убит по божественной воле, воскрешен через некоторое время тоже по божественной воле и оказался за одним столом с отцом богов.

Эта история мне что-то “смутно” напоминает...

А вам?

Есть еще одна про индийского бога Кришну, тоже мне что-то напоминает...

Ставьте лайк, если было полезно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538

Другие статьи по культурологии можно выбрать для чтения перейдя на Карту канала