Идея о создании партии «Альтернатива для Беларуси» (см. «Какой партии не хватает в Беларуси?»), которая предложит стратегию развития страны, альтернативную как планам президента Александра Лукашенко, так и бчб-оппозиции, может показаться несвоевременной, но чем раньше такая партия появится, тем лучше, так как только она может спасти страну от нового политического кризиса.
Чтобы понять, почему дела обстоят именно так, стоит воспользоваться аналогией ситуации в Беларуси с лечением болезни. В процессе лечения можно устранять ее симптомы или причину, для чего существуют разные лекарства. Допустим, воспаление легких можно вылечить антибиотиками, но для снижения температуры или уменьшения боли достаточно принять аспирин.
Предпосылки кризиса не устранены
В рамках данной аналогии политика Александр Лукашенко представляет лекарство, но не от болезни, а от ее симптомов. Он отчасти уберег Беларусь от лихих 90-х, но он не лечит основную болезнь – отсутствие эффективной рыночной экономики и общества равных возможностей. Численность жителей Беларуси за время его президентства сократилась почти на 1 млн. человек, белорусский рубль – одна из самых недооцененных валют в мире, заработная плата в стране – одна из самых низких в Европе. Финансовая политика направлена на привлечение иностранных инвесторов, а не отечественных. И т. д. и т. п.
И, что самое главное – в стране не созданы и не формируются институты (партии, СМИ, научные организации и т. д.), которые могли бы согласовать интересы различных слоев населения оптимальным для общества способом. Александр Лукашенко стремится решать все проблемы в одиночку, не давая заниматься этим больше никому. Партии, СМИ и т. д. могут только помогать президенту защищать страну, но никак не действовать самостоятельно (см. «Фундаментальная ошибка президента Беларуси»).
Показателем пример с недавно обнаруженными коррупционными схемами в экспорте молочной продукции в Россию. Этим дело занимается президент и правоохранительные органы, которые и обнаружили коррупцию, хотя ее должны были выявить акционеры этих предприятий (как их владельцы), независимые эксперты и СМИ. Но эти институты в стране не развиты, поэтому с коррупцией президент сражается в гордом одиночестве, хотя и с помощью правоохранительных органов. И больше никому эту обязанность он не передает.
Второй пример – уход сети «Макдональдс» из Беларуси, подробностями которого Александр Лукашенко поделился во время совещания с руководством Совета министров 18 января 2024 года. Он сообщил, что к нему пошли ходоки, которые начали говорить, что мы не можем организовать такую сеть питания, и ее надо продавать. Но он решил создать белорусскую сеть и поручил решить этот вопрос почему-то пресс-секретарю Наталье Эйсмонт и первому вице-премьеру Николаю Снопкову. Но, похоже, их усилий оказалось недостаточно, потому что и сам президент изучил эту систему. В результате 25 ресторанов сети работают, более того, появился частник, который готов их купить.
Александр Лукашенко рассказывал эту историю как пример своей успешной деятельности, не замечая, что она демонстрирует неправильную систему управления государством. Получается, во всей девятимиллионной стране не нашлось ни одного человека, кроме президента, который мог бы сказать, что он может организовать торговлю как в Макдональдс! Более того, в обязанности президента не входит организация производства национальной сети общепита на месте Макдональдс, нет такой статьи в Конституции! И это вовсе не случайно, так как в обязанности президента входит организация эффективной работы белорусской экономики. То есть – создание такие условия в экономике, чтобы в случае, как с Макдональдсом, множество бизнесменов попытались бы сами организовать такую сеть общепита. И сделали бы это без президента, Эйнсмонт и Снопкова. Но таких бизнесменов в стране не оказалось, потому что Александр Лукашенко не думает о том, что они должны быть, предпочитая увлеченно занимать бизнесом сам. Конечно, он не запрещает делать это другим, но и не стремится создать условия для успешной реализации их инициатив (или, скажем так: недостаточно стремится). Если бы президент стремился обеспечить условия для реализации инициатив, то он поручил бы Наталье Эйсмонт выяснить, почему в стране нет толпы бизнесменов, пытающихся заменить ушедший Макдональдс, и на совещании 18 января обсуждался бы ее доклад, а Николай Снопоков сообщил бы о комплексе мероприятий, которые правительство будет осуществлять для улучшения ситуации с инициативой в бизнесе.
Нельзя сказать, что в Беларуси совсем ничего не делается в данном отношении, но приведенные два примера показывают, что делается явно недостаточно.
Еще один пример: на совещании с руководителями белорусских партий 10 ноября 2023 года Александр Лукашенко сказал, что «Предназначение партий -- не бороться с государством, а конкурировать между собой на уровне проектов, законодательных инициатив». А что делать в таком случае людям, которые не хотят бороться с государством, но считают, что они знают, как принести пользу стране лучше, чем Александр Лукашенко, и хотят отстаивать свои идеи, действуя в рамках Конституции?
Такие люди в стране есть, более того, их недовольство президентом имеет вполне объективную причину: Александр Лукашенко в управлении государством пытается внедрить принципы архаичного родоплеменного устройства общества, управляя «именем революции» как «батька» от имени «толоки» (см. «Почему в Беларуси нет национальной идеи?»), в то время как современным производственным силам соответствуют принципы организации демократического капиталистического государства с элементами социализма (типа скандинавского социализма или современного китайского социализма). То есть государством должны управлять органы власти, в значительной степени независимые друг от друга, а также политические партии, представляющие различные классы и группы населения.
Может быть, недовольных людей в Беларуси и немного, но и немало – процентов 10-20 от взрослого населения, а то и больше. Это не экстремисты, они настроены вполне патриотично, и хотят приносить пользу стране, действуя в рамках Конституции и не борясь при этом с государством. Но такой возможности у них нет, так как партий, которые предлагали бы стратегию развития Беларуси, альтернативную той, которую пытается реализовать Александр Лукашенко, в стране нет.
То есть довольно значительная часть белорусского общества лишена возможности цивилизованно участвовать в политической и общественной жизни страны, так как в ней нет институтов, представляющих их мнение и интересы. Так как их недовольство имеет объективные причины, никакая пропаганда, восхваляющая заслуги президента и ужасы западного мира, недовольство не устранит. Они недовольны методом управления президентом экономикой. Это люди, которые хотели и могли бы обнаружить коррупционные схемы экспорта молочной продукции из Беларуси в Россию задолго до правоохранительных органов, это люди, которые хотели и могли бы организовать работу национального Макдональдса – еще до того, как он из Беларуси ушел, и т. д.
И чтобы их недовольство направить на благо общества, ему надо дать выход – в виде организации партии, которая предложит другой метод управления в Беларуси, без борьбы с государством, и в целях развития страны и общества. А недовольство, не имеющего цивилизованного выхода, может оказаться разрушительным для общества.
Если вернуться к аналогии с лекарствами, можно сказать, что несоответствие производительных сил и производственных отношений в Беларуси – это не легкий насморк от сквозняка, а серьезное заболевание типа воспаления легких. И для его лечения необходим на аспирин, а антибиотики. Но Александр Лукашенко этого не понимает, и из событий 2020 года сделал прямо противоположный вывод тому, который следовало бы: он решил, что надо дать больше аспирина, то есть усилить управление именем революции и позиционирование себя самого как «батьки». Он заметил, что больной хочет чего-то кроме аспирина, но решил, что это какая-то блажь, и теперь выдает таблетки аспирина под видом других лекарств. В частности, в стране зарегистрировали четыре политические партии и каким-то образом увеличили их финансирование, но Александр Лукашенко поставил перед ними задачу помогать ему.
То есть, говоря образно, в коробочку с названиями партий он вложил все тот же аспирин (батьку, толоку и «именем революции»). То же самое и с Всебелорусским народным собрание – это всего лишь коробочка с надписью «ВНС», в которой находится все тот же аспирин – толока, утверждающая решения батьки. Это проекты, предназначенные для сторонников Лукашенко, с которыми и так проблем не было. А для удовлетворения справедливых и законных интересов людей, которым нужна альтернатива родоплеменным принципам управления государством, с 2020 года в Беларуси не сделано ровным счетом ничего. Президент и его сторонники так и не поняли: с 2020 года в стране ничего не изменилось (в рассматриваемом аспекте). Предпосылки для возникновения нового политического кризиса не устранены.
И это весьма плохо, так как в настоящее время 10-20% людей в Беларуси могут реализовать свое недовольство, только поддерживая бчб-оппозицию, хотя и не разделяют ее взгляды. У нее в Беларуси убежденных сторонников совсем немного – доли процента от населения, если не меньше. Однако они имеют возможность привлечь на свою сторону указанные выше 10-20% населения. Именно это произошло в 2020-м году. Именно эти люди тогда вышли на улицы, и они пошли за бчб-лозунгами, не потому что их убежденные сторонники, а потому что больше идти было не за кем. И это может произойти опять. Уже сейчас бчб-оппозиция пытается расширить свое влияние среди белорусской диаспоры за рубежом, и у нее есть шансы на это, так как недовольных людей там хватает, а способа выражения своего недовольства иначе как поддерживая бчб-оппозицию у людей нет. Чтобы подобного не случилось, им надо предоставить альтернативу – возможность поддерживать партии, выступающих против методов управления государством, используемых Александра Лукашенко. За четырьмя партиями, которые сейчас зарегистрированы в Беларуси, они не пойдут, так как те не предлагают менять архаичную систему управления страной по родоплеменным принципам.
Это как с заболеванием раком – после операции по его удалению, необходимо проводить химиотерапию различными лекарствами, чтобы здоровые органы не заражались раком в результате распространения метастаз. В Беларуси операцию провели – бчб-оппозиция страну покинула. Но химеотерапии нет, и 10-20% вполне здоровых органов не получают лекарства, необходимые для защиты от попадания под влияние этой или какой-либо другой заразы. Существующие партии и ВНС не являются химиотерапией, так как это все тот же аспирин в разных упаковках.
Важно подчеркнуть, что эти 10-20% населения – это здоровые органы, они патриоты, они честно трудятся, они не против государства. Но так как государство не позволяет им реализовать их справедливое и объективное недовольство системой управления в стране, они могут попасть под влияние экстремистов. Власти сами толкают этих людей к экстремистам. Поэтому партию «Альтернатива для Беларуси» требуется создать как можно быстрее.
Китайская альтернатива для Беларуси
Чтобы лучше понять, в чем суть предлагаемой альтернативы для Беларуси, можно сравнить ее с моделью общества, которая в настоящее время создана в Китае.
Глава КНР Си Цзиньпин на заседания Центрального комитета Коммунистической партии по финансовым и экономическим вопросам в августе 2021 год охарактеризовал отношение власти и бизнеса в стране следующим образом: «Мы можем позволить некоторым людям сначала разбогатеть, а затем направлять и помогать другим разбогатеть вместе … Мы можем поддержать богатых предпринимателей, которые усердно работают, действуют легально и пошли на риск, чтобы начать бизнес ... но мы также должны сделать все возможное для создания «научной» системы государственной политики, которая обеспечивает более справедливое распределение доходов». Эти рассуждения по сути идентичны программе ордолиберализма, которая была реализована в Германии после Второй мировой войны. Она близка также идеям «европейского социализма», которые внедрены в некоторых странах Скандинавии.
Си Цзиньпин продвигает идею создания в Китае общества «Всеобщего благоденствия», в рамках которого «Необходимо разумно регулировать непомерные доходы и побуждать лица и компании с высокими доходами возвращать больше обществу».
В экономике Китая велика доля государственной собственности, но Си Цзиньпин не управляет ею лично «именем революции» (как Александр Лукашенко в Беларуси). Более того, Си Цзиньпин на съезде Коммунистической партии Китая в 2022 году отметил, что Китай при построении процветающего социалистического государства не намерен уходить в плановую экономику советского образца, и рыночные механизмы продолжат играть решающую роль в экономическом развитии. Это и есть социальная рыночная экономика. В Беларуси идет движение в прямо противоположном направлении.
Важно также то, что Си Цзиньпин говорил о создании научной системы государственной политики в отношении перераспределения доходов. Это именно то, что было сделано в Германии после Второй мировой войны целой группой ученых. Это именно то, к чему предлагает вернуться сейчас партия «Альтернатива для Германии». В Китае сейчас над этой проблемой работает множество научных учреждений. В Беларуси нет ничего подобного – решения об экономической стратегии принимает лично Александр Лукашенко, не опираясь и не ссылаясь ни на каких ученых, исследования или что-то подобное.
В Китае, правда, нет политического многообразия, однако реализованы многие принципы ордолиберализма, хотя и продекларировано верность идеям марксизма, адаптированным к условиям Китая Мао Цзе Дуном и Дэн Сяо Пином. У них есть и предшественники в древней истории страны, в первую очередь, Конфуций. В стране есть и «китайская мечта» о строительства социалистического современного государства к 2050 году.
Можно и дальше описывать особенности китайской модели общества, но и отмеченного выше достаточно для того, чтобы понять ее особенности. Фундаментом принятой в стране идеологии является, в частности, китайское конфуцианство и европейский марксизм в интерпретации Карла Маркса, Мао Цзе Дуна и Дэн Сяо Пина. Современная модель постоянно реформируется, над чем работает множество научных учреждений, и включает в себя идеи, во многом близкие к ордолиберализму. Будущее страны четко определено в рамках этой же идеологии и системы государственного управления.
Таким образом, особая экономическая и социальная модель развития Китая основана на европейской экономической и социологической теории – марксизме (в понимании Карла Маркса). Поэтому противопоставление китайской цивилизации европейской сильно преувеличено.
У этой модели, повторим, по сути довольно много общего с той моделью, которую предлагает для Германии партия «Альтернатива для Германии», хотя, конечно, имеются и отличия. А вот с белорусской моделью общества сходства у китайской очень мало. И, самое важное, китайская модель, как и немецкая, соответствует законам развития общества и экономики. У них имеется фундамент в виде научных философских, социальных и экономических теорий, есть современные научные центры, которые занимаются их развитием и воплощением в жизни. В Беларуси ничего подобного нет и в помине. Повторим: имеется только мнение Александра Лукашенко, основанное на мнении самого Александра Лукашенко и его же личном опыте учебы, работы и семейной жизни. Понимаете, в чем отличие? – Например, Дэн Сяо Пин опирался на идеях конфуцианства и марксизма, а Александр Лукашенко опирается только на идеи Александра Лукашенко.
Поэтому Беларуси нужна альтернатива – научная модель развития типа той, которая разработана в рамках ордолиберализма, с учетом, конечно, национальных особенностей страны. Самое интересное, что чисто национальный фундамент для такой идеологии в стране имеется. Идеи, на которых основан Статут Великого княжества Литовского, разработанный канцлерами ВКЛ Остафием Воловичем и Львом Сапегой, и принятый в 1588 году, аналогичны идеям, лежащим в основе немецкого ордолиберализма.
В Беларуси пока нет белорусских Ойкена, Репке, Эрхарда, Дэн Сяо Пина и т. д., но вполне достаточно ученых, которые могут провести необходимые научные исследования, типа тех, которые после Второй мировой войны были проведены в Германии, или тех, которые осуществляюсь и проводятся в настоящее время в Китае
Эти работы надо только профинансировать, что я сейчас и пытаюсь осуществить хотя бы для одного проекта (см. «Подготовка первого в мире научного учебника по экономике»).
Но партию «Альтернатива для Беларуси» можно создавать и не дожидаясь разработки национальной научной базы, так как в общих чертах ее идеология совпадет с принципами ордолиберализма, китайского социализма и подобных теорий. Ключевые положения программы партии довольно очевидны и изложены в статье «Программа партии Альтернатива для Беларуси». У партии большое будущее – со временем она, может быть, под другим названием, станет правящей в Беларуси и сможет предотвратить новый политический кризис, который грозит стране.
Владимир Тарасов.