Привезти автомобиль из стран ЕАЭС было не совсем просто, если не знаешь весь процесс, но те так и сложно, если попробовать.
Приведу пример по покупке в Армении. В основном автомобили из США и ОАЭ, есть из ЕС. Автомобили эти хорошей комплектации: КПП реальный автомат вместо робота, надежные и мощные двигатели, качество сборки, а главное растаможены как в РФ. Выбирать авто лучше на сайте list.am «на русском языке». Если откроете с переводом в процессе просмотра, то перевод может быть не на все тексты или «дословный», в многие термины в автомобиле имеют свои непереводимые имена.
Выбрав автомобиль, связываетесь с хозяином, долго торгуетесь, продавец тянет время, а вам улетать. Поэтому сайт надо смотреть дома, а в Армении должен быть помощник, надёжный друг. Думаете сложно? Просто надо посетить Армению и найти друга, в Армении это несложно. Наверняка дома у вас есть друг, коллега, хороший знакомый армянин, а у каждого армянина есть родственники и друзья в Армении, которым можно доверять. Именно такому человеку в Армении можно доверить осмотр, фото, видео и первичные переговоры с продавцом автомобиля.
Важным шагом к покупке автомобиля является запрос в «Комитет государственных доходов Республики Армения» на принадлежность данного автомобиля к «Товарам Евразийского таможенного союза». Ответ дают по электронной почте на русском языке в течение 5 рабочих дней, но можно ускориться за небольшую плату и ответ будет с синей печатью. Для подстраховки лучше запросить у продавца ТД (товарную таможенную декларацию), на ней штамп синего цвета с датой пересечения границы ЕАЭС. До 2023 года на штампе должен был стоять как минимум 2020 год, если меньше – растаможка на 30%. После 2023 года все недотаможенные товары амнистировали. Сторговавшись едите в Армению. Точнее, летите.
В Армении, после осмотра и принятия окончательного решения оформляете ДКП (договор купли-продажи). Снимаете авто с учета в Госавтоинспекции, клеите транзитные номера (лучше приклеить на штатное место, проще ездить по дорогам РА и РФ, издалека похожи на постоянные). Куплю-продажу надо оформить у нотариуса, лучше сразу с переводом на русский язык. Если не успели, то позднее все документы по автомобилю надо перевести на русский язык с заверением перевода у нотариуса. Это не дорого. В пакете документов должны быть: ТД, письмо (или копия) из КГД РА, пластиковое свидетельство о регистрации в РА с двумя обрезанными уголками, ДКП. Всё в оригинале и переводе (нотариально заверенным).
Далее передаёте автомобиль перевозчику, если не хотите ехать через Грузию своим ходом. Перевозчик загрузит автомобиль на автовоз, через 10-14 дней привезет в окрестности Москвы. Можно выбрать другой город России, но будет дольше, потому что первый пункт разгрузки всегда Москва. Можно выгрузить во Владикавказе, ехать 4-7 дней, если любите ездить по Кавказу и дальнейшей территории.
Для езды по РФ на армянских транзитах у вас 20 дней, только не понятно с даты ДКП или пересечения российской границы, так как отметка о границе останется в документах перевозчика.
Дома проходите экспертизу, получаете СБКТС (Свидетельство безопасности конструкции транспортного средства). Её проводят специально аккредитованные лаборатории, больше похожие на техосмотр. Цена не более 4 тысяч рублей за среднестатистический авто. На сайте электронных ПТС регистрируют ваш авто со статусом «неактивный», иногда предлагают сделать это самому, не сложно, сайт подскажут.
Далее в региональном таможенном органе (по прописке) записываетесь по телефону на прием, заполняете 2 бланка по характеристикам автомобиля (бланки можно взять в месте приёма заранее, в свободном доступе), на приеме в таможне оплачиваете утилизационный сбор 5200 рублей с комиссией банка. Получаете активацию ПТС и регистрируете авто в ГИБДД. В таможенном органе можно задавать любые вопросы работникам в окошечке, они охотно отвечают, так как обязаны информировать граждан по их вопросам.
О трудностях с утилизационным сбором читайте в публикации «Запрет на авто из ЕАЭС в 2024» (https://dzen.ru/a/ZaYyId3xpw5WEMx7?share_to=link) на основании Постановлений Правительства РФ № 1722 от 17.10.2023 и 2407 от 29.12.2023 г.
Сегодня авто уже растаможенный в ЕАЭС зарегистрировать в РФ дорого из-за утильсбора. Схемы с подменой ТД на ПД (пассажирская декларация) являются криминальными и здесь обсуждаться не будут. По тем авто, что приехали в РФ после Постановления 1722, не попали в «щадящий» режим по Постановлению 2407, но привезены и прошли СБКТС до 2024 года, надо писать письма в различные инстанции и склонять к помилованию через форс-мажорные обстоятельства. Возможно Правительство сжалится над своими гражданами от большого потока заявлений.
Нерастаможенные автомобили лучше вывезти из страны ЕАЭС и завезти обратно по Пассажирской Декларации. Можно попробовать вывезти уже растаможенные авто за пределы ЕАЭС, зарегистрировать в другой стране (не ЕАЭС), потом ввезти обратно по ПД, но заплатить повторную таможенную пошлину в ЕАЭС. Возможно эти пошлины обойдутся дешевле коммерческого утильсбора.
За растаможенные автомобили с объемом двигателя не более 2000 куб.см (старше 3 лет) можно заплатить утильсбор в размере, соответственно, 207 или 530 тыс.руб., возможно это незначительная жертва, если автомобиль достался дешевле чем "дома". По крайней мере он будет ездить, а не стоять.
По вновь покупаемым автомобилям на электронном аукционе, допустим в США. Двигатель автомобиля по льготному утильсбору не должен превышать 3 тыс.куб.см. Пунктом назначения из США надо написать Грузию (туда приходит паром). В Грузии не должно быть высоких пошлин на товары из США, так как страна готовится в ЕС. Было бы идеальным, растаможить авто в Грузии на выезде с парома в качестве нерезидента Грузии, но сомневаюсь про такую лояльность к гражданам ЕАЭС. Поэтому декларантом должен быть гражданин Грузии. Далее первым покупателем выступает гражданин соседней Армении, который заезжает из Грузии на этом авто по ПД (пассажирской декларации) в Армению, производит таможенные оформления ЕАЭС. Далее покупатель россиянин оформляет авто по прежней схеме.
Эти предположения высказал по просьбе читателей, сам не проверял. Надо изучить таможенное законодательство соседних с ЕАЭС государств и пути въезда по ПД. Потом проверю обязательно.
Пишите комментарии, ваше мнение интересно всем.
Похожие публикации и не только: