Трудно поверить, что всего каких-то 10 лет назад люди высмеивали первые вертикальные видео, которые на ютуб загружали исключительно криворукие начинающие авторы, не умевшие пользоваться камерой своего телефона.
Но время шло. Время шло неумолимо. И криворуких авторов вертикальных роликов на Ютубе, ориентированном под горизонтальные видео, становилось все больше. В какой-то момент количество людей, желающих что-то снимать, но не умеющих держать телефон, перевалило критическую отметку.
И появился Тикток. А после этого вы все знаете, что произошло. Началась гонка соцсетей за рынок вертикальных видео. Теперь каждая платформа, включая Ютуб и Дзен, считает своим долгом насильно пихать каждому зрителю в лицо эти вертикальные видео.
Текстам тут не место
Как знают постоянные читатели, мои статьи месяц назад убрали из рекомендаций. Чисто дежурно спустя месяц под псом поинтересовался у поддержки: как чего, какие новости.
Получил чисто дежурный ответ, что автоматические отписки живых людей, которые сами не отписывались - это норма.
На Дзене вообще своя атмосфера, ничему не удивляйтесь, они могут любую статью и заблокировать, и удалить вообще без предупреждений.
А потом просто скажут, что ошиблись.
Справедливости ради надо сказать, что хоть все мои статьи старше одного месяца на этом канале попали под пса и не показываются в ленте вообще никому, отдельным новым статьям начали давать какие-то показы, но писать регулярно с таким отношением к авторам мне лень.
И ты туда же
Мне всегда казалось, что Дзен - это платформа для размещения текстов. Но времена меняются.
Поэтому я решил потестировать, как работать с новыми форматами. Принцип простой: закрыли перед носом дверь - а мы в окно.
Я глянул стату блогеров, которые работают с роликами. Некоторым наливают показов будь здоров.
Просмотры исчисляются миллионами в месяц, а ролики снимать - много ума не надо. Вот эта мадам снимает по 10 штук в день, так чем я хуже?
Мой эксперимент с вертикальными роликами
Как я понял, здесь заходят перезаливы всякого шлака с Тиктока (или реакции на них - те же перезаливы, только в профиль) и авторские короткие скетчи.
Строго говоря, перезаливы запрещены правилами, но полистав ленту коротких роликов в приложении Дзена, я убедился, что она чуть ли не наполовину состоит из них.
Дзен медленно и лениво фиксит проблемы с любителями заабузить правила платформы, меняя периодически алгоритмы, поэтому я решил не заниматься ерундой по примеру местных манимейкеров, а делать авторский контент в виде видеоблога.
Этот канал не зря называется "Графомания". Он для любителей авторских текстов. У текстов и видео очень разная аудитория. Поэтому смысла тестировать видео на этом канале, тем более, под псом, не было никакого.
Для этой цели я создал отдельный новый канал. Там просто короткие ролики с зарисовками из жизни и моим коротким комментарием, где я что-то рассказываю. Экспериментальный канал так и назвал:
Я снимал на Дзен ролики около месяца, пользуясь официальным приложением. Уже выложил более 300 роликов.
Я искал, но не нашел ни одного толкового отчета от авторов роликов. Вот что мне лично удалось выяснить в процессе эксперимента.
Стоит ли заниматься короткими роликами на Дзене
Казалось бы, платформа приоритетно продвигает видеоролики и топит за авторский контент. Какой контент может быть более авторским, чем отснятый через официальное мобильное приложение? Он точно не перезалит из Тиктока, именно его, по идее, и должен Дзен продвигать. Но это в теории. На практике не все так просто.
Понятно, что нулевой канал сразу показов не получит. Поэтому, чтобы ускорить процесс, я анонсировал свой эксперимент у себя в Телеге.
Подписалось с анонса в первые дни человек 70 постоянной аудитории, и с этим багажом я начал просто снимать ролики. Ежедневно по несколько штук.
Гипотеза состояла в том, что если публиковать ролики регулярно - на них пойдут органические показы. Но она не оправдалась (за первый месяц, по крайней мере).
Вот так выглядит ситуация по показам. На графике смотрится неплохо, но Дзен учитывает перешедших на страницу канала и увидевших превьюшки 10 роликов как 10 показов контента почему-то. То есть, там и близко нет таких показов.
Вот как выглядит ситуация с просмотрами. Как правило, люди, зашедшие по внешней ссылке, смотрят сразу несколько роликов.
Интересен еще один момент. Ролик с взвешиванием я встроил на этот канал в статью про эксперимент с похудением. У нее 1300+ дочиток. Но тут ситуация наоборот: показы встроенного ролика в статье на другом канале не считаются, статистика по просмотрам видео не идет в монетизируемые минуты.
Вообще, с учитываемым временем просмотра видео на Дзене творятся чудеса. Вот вам скриншот с сортировкой по количеству засчитанных минут просмотра.
Ну я вот не представляю себе, как надо считать, чтобы 96 просмотров минутного ролика превратились в 21 минуту. И это почти максимум. На многих роликах засчитаны 1-2 минуты просмотра.
То есть, что вы видите в статистике у кого-то на Дзенстате миллионы просмотров коротких роликов - это не означает, что автор получает оплату за миллионы минут просмотра. Я считал, по моей статистике один просмотр вертикального видео стоит какие-то ничтожные доли одной копейки. Но и это еще не все.
За месяц мне насчитали всего 8 часов просмотра от подписчиков. А для подключения монеты нужно 30 часов от подписчиков за 30 дней.
Давай по новой, Вася, все... впустую.
Тот факт, что люди при просмотре ставят лайки на ролики, никак не влияет на их показы. Тот факт, что роликов уже 300+ и у канала сформировалась медиатека, никак не влияет на общие показы роликов, которые в теории должны нарастать по принципу снежного кома.
Приложение для видеоблогеров - это атас
Отдельная боль - нативное приложение Дзена для съемки видео.
- Приложение может в любой момент зависнуть и просто не загрузить ролик. При этом ролик может сохраниться в черновики как в виде битого файла, так и в виде полностью функционального видео, но его нужно вытаскивать оттуда руками и ставить на загрузку снова.
- Приложение принудительно отключает стабилизацию съемки. Але, у меня телефон по умолчанию поддерживает оптическую стабилизацию, почему картинка, снятая через приложение, дрожит?
- Заливка нормально снятых стабилизированных и отмонтированных вертикальных роликов с компьютера не предусмотрена. Ты можешь отмонтировать видео на компе, скинуть файл на телефон - и только оттуда загрузить вертикальное видео.
- Всторенный редактор полностью бесполезен. В нем нельзя вырезать неудачный кусок из середины ролика. Можно только отрезать начало или конец или склеить два куска разных видео. Костыль в виде склейки начала и конца одного и того же ролика не сработал. Дзен не понимает, что я хочу вырезать середину, и не дает так сделать.
- При каждом открытии приложение просит доступ ко всем моим медиафайлам. Зачем ему мои личные фото и видео? Эту раздражающую всплывашку нельзя убрать.
- Ролик одинаковой длины, снятый с одного телефона в одном и том же месте с одним сигналом интернета может загружаться как 10 секунд, так и 20 минут. Это не шутка. Реально 20 минут тридцатисекундный ролик может грузиться прямо под 5G вышкой со скоростью 300 Мбит/с.
- Пока ролик загружается - нельзя снимать другой и выходить из приложения. В моем формате "уличный лайфстайл" я упустил кучу интересных кадров просто потому что что-то уже бесконечно долго грузилось.
- Когда ролик загружен - приложение будет на полэкрана предлагать тебе его посмотреть, мешая листать ленту. Убрать это можно только выходом из приложения. Але, я снял эти 30 секунд пару минут назад, я только что видел отснятое своими глазами, зачем мне смотреть свой же ролик - я его для себя что ли снимал?
- Чтобы что-то быстро снять, процесс от разблокировки телефона до начала съемки через приложение занимает секунд 15, пока все кнопки протыкаешь. Кучу интересных живых кадров просто упускаешь с такой эргономикой.
В целом, у Дзена хорошее мобильное приложение, но такое ощущение, что раздел с видеосъемкой делал вредитель.
Ты просто снимаешь ерунду
Короче, вот такие результаты. В коротких авторских видеороликах денег нет. Даже на монету за месяц органически не выйти.
По поводу "да просто контент неинтересный":
Мы с женой пару дней назад сняли ролик, как один мажор катает льва без намордника на кабриолете Бентли по Паттайе.
У нее ролик набрал в тайской соцсети 3 млн просмотров. Эти кадры облетели все тайские СМИ, даже из Японии сегодня ей писал телеканал Asahi TV, чтобы запросить разрешение на показ ролика.
А у меня на Дзене - 30. Просто 30, без миллионов и без тысяч.
Это все, что нужно знать о перспективах авторского видеоконтента на Дзене.