Найти в Дзене
Графомания Лысого

Зомбирование нации: как нам настойчиво навязывают то, что нам даром не надо

Оглавление

В качестве эпиграфа к этому тексту как нельзя лучше подойдут золотые, бессмертные строки из песни Жорика:

"Хочешь не хочешь - по почкам схлопочешь!"

Жорик примечателен тем, что снял ровно один клип, ставший нетленкой среди поколения Пепси, и ушел в небытие. Я настоятельно рекомендую вам включить песню для лучшего восприятия текста.

О чем это я

Сегодня я хочу в вами обсудить вот эту вот самую платформу, которую вы привыкли читать на досуге, и как она используется в качестве средства информационного... кхэ-кхэ... давления (тут за некоторые слова можно быстро и со свистом улететь в бан, так что будем обороняться эвфемизмами).

Кто такой Жорик

При каких здесь Жорик, спросите вы?

Жорик примечателен тем, что его папа был каким-то то ли бандитом, то ли мамкиным приблатненным бизнесменом, и решил сделать из своего одиннадцатилетнего сына рэп-звезду. Папа отвалил бабла известным российским рэп-продюсерам из Bad B - и появился этот клип. Потом они поругались, и пацаны из Bad B эту историю слили.

Попытка выглядеть круто с рассказами про биты, "теток, бегающих за Жориком табунами", и отводящих в сторону глаза учителей начальной школы была настолько нелепой, что клип немедленно занял первую строчку популярной у молодежи передачи "Shit-парад" на MTV - возможно, это тоже была форма пиара за проплату - история умалчивает.

Собственно, на этом Жорик стал мемом и обрел бессмертие - то ли у папы деньги кончились, то ли папу пацаны не поняли, но проект решено было свернуть. Где сейчас Жорик - никто не знает.

А это Василий - большой любитель чтения и творчества Жорика.
А это Василий - большой любитель чтения и творчества Жорика.

Почему Жорик

Жорик был одной из первых попыток скормить аудитории через масс-медиа информационный продукт, идентичный натуральному.

Потом начнут говорить:

"Пипл хавает!"

То есть, есть некий набор шаблонных элементов, собранный методом анализа успешных проектов, и далее из этих элементов методом конструктора из этого собирается некий Франкенштейн. В данном случае маленького Жорика сделали калькой с американского черного гэнгста-рэпа.

Но пипл не схавал, потому что в тот момент русский рэп имел несколько иную смысловую направленность. Жорик опередил свое время.

Спустя много лет появятся всякие Версусы. И пипл схавает зумерам понравится. То же самое в чуть более изысканной упаковке будет набирать многомиллионные охваты среди нового поколения молодежи.

Здесь уже более подкованные и образованные медиаменеджеры новой волны мотают на ус тренды ТикТока, и начинается новая эра создания информационного продукта, идентичного натуральному.

А теперь, зная эту предысторию, перенесемся в Дзен сегодняшний

Дзен возник как текстовая платформа. До него были текстовые платформы: FB.ru, Пикабу и другие. Дзен отличался от них рекомендательной системой, как в Ютубе, только для текстов - уникальной разработкой Яндекса.

Со временем платформа эволюционировала, и в нее добавили видео. А потом Дзен был продан, и была (мы, журналисты, предполагаем, как учил иноагент Караулов, когда еще не был иноагентом) новыми акционерами поставлена задача по продавливанию НУЖНОГО контента.

Как это работает

Есть одинаковая для всех система. Ты регистрируешься как автор и заливаешь свои творения в редактор. Все для всех одинаково, показы распределяет "алгоритм". Со стороны кажется, что все честно. Но это пока не приглядишься.

Если мы даже оставим в покое "умный алгоритм", который почему-то наливает миллионы показов СМИ, публикующим по 100+ материалов в сутки, и только тысячи показов независимым авторам, вымучивающим с десяток качественных материалов в месяц, то остается вопрос витрины.

Витрина - это то, что мы видим на главной странице, сродни полки в магазине. Никто не берет товар с нижней полки, продается только то, что у покупателя перед глазами.

Технология выдавливания "нежелательного" контента из поля зрения россиянина

Обратите внимание, среднесуточный охват Дзена - более 30 млн человек. То есть, любые изменения на витрине площадки касаются минимум 20% россиян.

Именно благодаря этим изменениям вы не видите новые материалы тех авторов, на которых подписывались. А что же вы видите? Давайте глянем вместе.

Первый экран

Когда вы открываете Дзен, с недавних пор главный экран выглядит вот так:

Это Главная страница платформы, она же витрина, она же - первый экран.
Это Главная страница платформы, она же витрина, она же - первый экран.

Давайте проанализируем, что тут есть.

Новости - блок не убирается никак. Можно "настроить источники", но не более. Я удалил 80% заведомо ангажированных СМИ, постарался оставить только нейтральные, но особого успеха не имел - они все лезут и лезут.

Лестплеи с блогерами - на экране тот же самый Жорик, только для зумеров - некий блогер Компот, которого вам насильно пихают. Убрать это никак нельзя.

Мне 35, и я испытываю омерзение при слове "летсплэй". Сложно представить себе, что чувствует основная аудитория Дзена 55+, глядя на это неубираемое молодое лицо.

2 длинных видео и реклама. Одно видео мимо моих интересов, второе слишком длинное - я никогда такие не смотрю.

Собственно, на этом первый экран закончился. Вот ваш выбор. Тыкайте, куда хотите. Кушать подано, садитесь жрать информационный продукт, идентичный натуральному, пожалуйста.

Вы скажете, а что такого, что ты все ноешь, Лысый? Просто нажми на раздел "Статьи" и читай себе сколько влезет. Но и туда уже просочились видео. Как? А вот так.

Второй экран

Ладно, проскроллим и проанализируем второй экран.

Второй экран.
Второй экран.

Что мы видим:

Видео, видео, видео, видео, реклама, видео. Попадание в интересы частничное есть. Иногда я смотрю видео про животных. Проблема в том, что их еще и часто перезаливают, и одно видео может рекомендоваться 3-5 раз с разных сайтов медиа как уникальное. Ну да ладно.

Мы пролистали 2 экрана и не увидели ни одной авторской статьи. Давайте же будем упорны и найдем хоть одну статью.

Третий экран.
Третий экран.

Видео, видео, видео. И только после этого пошел раздел "Статьи". В разделе "Статьи", разумеется, наверху только крупные блоги в десятки тысяч подписчиков. Но и это только потому, что в самой ленте я переблочил 95% СМИ вручную. А так бы были одни статьи "Царьграда" и "Комсомолки".

То есть, СМИ рекомендуются 3 раза: сначала в блоке новостей на первом экране, в разделе "Статьи", а потом еще и на главной в ленте.

И вы все еще думаете, что вам кто-то даст заработать копейку на Дзене с вашими авторскими статьями?

Что делать, если чукча - читатель, а не писатель

Противостоять этому злу в видео тысяч терабайт ворованных с Ютуба видео, полуголых девиц из Тиктока, модных мальчиков с летсплеями и массового рерайта от ангажированных СМИ практически невозможно, ведь оно насаждается системно по указке сверху. Но вы [пока еще] можете защитить себя, персонализировав свою ленту.

План действий для обычного читателя такой:

1. Поставить себе в закладки раздел "Статьи" и никогда не открывать главную Дзена.

2. Вручную банить в ленте все выскакивающие материалы от любых СМИ, кроме тех, которые вы и сами читаете непосредственно на их сайтах.

Делается это нажатием по троеточию на карточке материала.
Делается это нажатием по троеточию на карточке материала.

3. Банить все видео, которые вам пихают в ленту статей.

4. Подписываться на тех блогеров, которые вам интересны - так выше вероятность, что их материалы попадут к вам (и не только) в рекомендации. Также можно сделать закладкой раздел "Подписки".

Так вот ты какая - самая читающая страна в мире! Читать здесь просто не дают.
Читающие умники здесь не нужны. Ведь российскому импортозаместительному заводу с достойной конкурентной зарплатой в ПЯТЬСООООООООООООТ долларов срочно требуются любители Тиктока и летсплеев.

Как говорится, хочешь не хочешь - по почкам схлопочешь смотри летсплеи блогера Компота, а то твой социальный рейтинг может ненароком и упасть.