В Ивановском областном художественном музее хранится литография незнакомого мне автора П. Галли, аннотированная как «портрет неизвестного», и датируемая 1847 г.
Узнали персонажа?
Что мы имеем на портрете? Мы имеем русского генерала в сюртуке с эполетами, на левом плече – кавказская бурка, на чресплечной перевязи висит сабля азиатского типа. На шее закреплен знак ордена Св. Георгия 3-ей степени. На заднем плане изображен горный пейзаж, который, учитывая наличие у персонажа бурки и азиатской сабли, должен означать Кавказ. Ниже основного рисунка изображена батальная сценка в горной местности.
Не буду долго интриговать или, как говорят продавцы в электричках, ходить вокруг да около - предположение о том, кто изображен на литографии, родилось у меня, так же, как, видимо, и у многих читателей, сразу.
Внешность портретируемого вкупе с генеральскими эполетами и Кавказом с самого начала заставляют предположить, что перед нами князь Михаил Семенович Воронцов – герой наполеоновских войн, наместник на Кавказе в 1844-54 гг., генерал-фельдмаршал (с 1856 г.). Широко известные портреты князя, запечатлевшие его в пожилом возрасте, явно свидетельствуют в пользу верности такой версии.
Один момент продолжал меня смущать. Персонаж «ивановской» литографии изображен с орденом Св. Георгия 3-ей степени – крест на шейной ленте, звезда не полагается. Между тем у М.С. Воронцова еще с 1814 г. имелся орден Св. Георгия 2-ой степени, полученный за отличие в сражении при Краоне. В состав знаков 2-ой степени этого ордена, как известно, входила звезда. Она хорошо заметна на левой стороне груди Воронцова на обоих приведенных выше живописных портретах.
Тут нашлось вот это – крайне близкий к рассматриваемому портрет и с подписью, не оставляющей сомнений
А затем нашлось и объяснение отсутствию на портрете георгиевской звезды. Согласно «Правилам ношения орденов Российской империи»:
«Крест [2-ой степени ордена Св. Георгия] носится всегда, даже при 1-й степени этого ордена, и надевается на шее выше всех орденских знаков. Звезда носится при неимении ордена Св.Георгия 1-й ст. и надевается на мундире (вицмундире) ниже звезды Св.Андрея Первозванного, но выше звезд остальных орденов. При сюртуке носится только один крест».
Ну, конечно! Воронцов же на портрете облачен в сюртук, поэтому и не носит звезду своего Св. Георгия 2-ой степени. В принципе знак (крест) ордена Св. Георгия 2-ой степени отличался от креста 3-ей степени еще и размером, он чуть крупнее, но на портрете, тем более не имея возможности сравнить с другими наградами (из-за их отсутствия), это далеко не всегда можно заметить.
Аналогичным образом объясняется отсутствие на «ивановском» портрете положенного Воронцову генерал-адъютантского аксельбанта – он при сюртуке также не носился. В то же время при парадном генеральском мундире (портрет Ботмана), а также мундире по форме Куринского егерского полка, которого Воронцов в 1845 г. был назначен шефом (портрет Тюрина и последняя приведенная черно-белая литография), аксельбант присутствует. А вот почему на последнем портрете снова отсутствует георгиевская звезда, опять непонятно….
Итак, на «портрете неизвестного» из ивановского музея изображен Михаил Семенович Воронцов. Портрет выполнен в 1847 г. Три года, как Воронцов назначен наместником на Кавказе, два года с тех пор, как он пожалован княжеским титулом. И два года со времени по сути провальной даргинской экспедиции, организованной и проведенной Воронцовым…
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.