Литературу у нас преподавала женщина, несчастная в личной жизни. Это были 90-е, и учительницам приходилось несладко. Но почему-то это отражалось именно на литературе.
МарьИванна наша очень любила, когда героини страдают. Наверно, в этом оправдывала себя. Даже возвышала: вот у нее муж пьяница, а у Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» не только мужа нет, а и вовсе панель светит. Мы ж не совсем детьми были, все видели-понимали.
Любимой героиней нашей МарьИванны была Татьяна Ларина из Евгения Онегина. Любимая – ибо она-то страдала больше всех в русской литературе. И няня ее мучилась, ведь ее замуж в 13 лет отдали за Ваню. Мы верили на слово – страдали женщины у Пушкина, значит ок.
«Онегина» проходят в 9 классе, когда школьники уже понимают, что такое любовь-морковь, но причинно-следственных связей не видят. Поэтому верят учительнице на слово.
Знаете, какой меня больше всего вопрос мучал по этому роману? А спала ли Татьяна со своим мужем-генералом? В 14 лет казалось, что нет. Это ж логично, нет любви – нет спанья. Так и прошел мимо меня «Онегин», с установкой, что Татьяна – одна из самых несчастных героинь русской литературы, да еще и с мужем не делила брачное ложе.
И тут несколько месяцев назад захотелось перечитать. И перечитала.
Божечки, да там совсем про другое! Да там вообще про такое, что в учебниках не пишут! Сейчас расскажу!
Чья дочь Татьяна Ларина?
Первое, что бросается в глаза взрослой, умудренной опытом женщине (мне) – Татьяна и Ольга – неродные сестры. Там же черным по белому написано, что у мамы был любовник, маму скоропалительно отдают замуж и увозят в деревню. С чего бы это? Да потому что мама беременна Татьяной.
Второй «звоночек» - Ольга и Татьяна очень разные. И внешне. И внутренне. Вот у меня двое детей от одного мужа, они конечно индивидуальны, но внешне понятно, что «одного поля ягодки». Да посмотрите на любых братьев-сестер, не спорю, может быть такое, что один вот задумчивый брюнет, другой смешной блондин…Но положа руку на сердце, родные будут похожи. А тут Пушкин аж подчеркивает непохожесть дочерей.
Третий «звоночек» - диалог матери, которая привезла Татьяну в столицу, и пожилой родственницы-кузины (свидетельницы мамкиных похождений в молодости). Дамы вспоминают Грандисона, любовника матери:
Кузина, помнишь Грандисона?»
— Как, Грандисон?.. а, Грандисон!
Да, помню, помню. Где же он? —
«В Москве, живет у Симеона;
Меня в сочельник навестил;
Недавно сына он женил.
А тот...
А что тот? Если учесть, что кузина смотрит при этом на Татьяну – я четко вижу то, что и видит она: Татьяна похожа на этого сына!
Получается, что у родителей Лариных трагедия реальных масштабов, по сравнению с которой шашни Татьяны и Евгения и рядом не стояли! Мать любит одного и беременна от него. Ее насильно выдают замуж за другого! Этот другой знает о том, что ребенок не от него и все равно прикрывает жену.
Но почему тогда Пушкин о реальной трагедии говорит полунамеками, а на первый план выносит юношескую влюбленность Татьяны?
Мне кажется, в этом и есть задумка автора. Что роман именно об этом.
А Татьяна вовсе даже счастлива. Во первых, она отлично разыграла свою партию. Она целенаправленно отметала «мелких» женихов:
Буянов сватался: отказ.
Ивану Петушкову — тоже.
Гусар Пыхтин гостил у нас;
Уж как он Танею прельщался,
Как мелким бесом рассыпался!
Я думала: пойдет авось;
Куда! и снова дело врозь.
Конечно, Пушкин всячески описывал ее печаль и одиночество, но ум и расчетливость Татьяны я вполне вижу:
В Москву, на ярманку невест!
Там, слышно, много праздных мест».
Будь она несчастной, разочарованной жизнью простушкой (что пыталась доказать Марьиванна), то ее б устроила и судьба старой девы, и монашки, и жены гусара Пыхтина. Но нет, Татьяна знала себе цену и нашла себе мужа под стать.
Ну и как ответ на главный вопрос: думаю, что спала. Ведь она его выбрала сама. Не отказала, как Ивану Петушкову.
Такой вот роман в стихах для взрослых. Ну как, согласны?