История «жизни» этого писчего пера достойна того, чтобы быть воспетой в остросюжетном романе. Оно повидало и карьерный взлет, и дворцовые интриги, и любовь, и забвение. Но обо всем по порядку 😏
Ручка поступила в Оружейную палату в составе собрания знатока русской истории и древностей Павла Федоровича Карабанова «в красном сафьяновом футляре, на котором золотом была оттиснута надпись: ПЕРО ЕКАТЕРИНЫ II». П.Ф. Карабанов имел обыкновение фиксировать новые приобретения. Сохранилась его собственноручная записка от 13 мая 1842 года: «К большому числу наследственного старинного серебра приобретены вещи царей… но всего замечательнее две вещи, принадлежавшие великой монархине… Вторая: золотое перо в оправе с ее вензелем, подаренное И. Ник. Корсаку, и куплено в меняльной лавке».
Знаменитый коллекционер имел в виду фаворита Екатерины II Ивана Николаевича Римского-Корсакова (1754-1831), которого в июне 1778 года Г.А. Потемкин представил императрице. Ивану Николаевичу было 24 года, он был красив, хорошо пел и виртуозно играл на скрипке.
Императрица восхищалась юным красавцем и осыпала его милостями: он был назначен флигель-адъютантом, прапорщиком кавалергардов, чуть позже — камергером и генерал-адъютантом. Екатерина II сравнивала нового фаворита с «Пирром, царем Эпирским», называя его «образцовым творением природы», «всякое движение которого изящно и благородно», который «лучезарен, как Солнце, и вокруг себя разливает сияние».
Однако фаворит быстро поддался соблазнам и стал жертвой интриг, из-за чего в октябре 1779 года был отставлен от двора и выслан в Москву. Вероятно, он увез с собой подарок императрицы. Спустя десять лет после кончины И.Н. Римского-Корсакова писчее перо обнаружил в меняльной лавке П.Ф. Карабанов.
.
© Музеи Московского Кремля
#музеикремля