1586 год. Через год Москва узнала, что Ермак мёртв и все завоевания Сибири обратились в прах. Черные и злые как черти последние казаки вернулись на Русь кружным Печорским путем. Домой привел их последний атаман Мещеряк, и посланный вологодским воеводой к царю, рассказал правду.
Оказалось, что ничего русского в Сибири больше нет, кроме Обского городка и формальной дани туземцев вокруг него. Федор Иоаннович вырос не в своего отца, поэтому не посадил Мансурова на кол за ложь о покорении Сибири.
Он сослал воеводу в родовое село Матвеевское и вместе с Борисом Годуновым сел подумать. Нищей России раздираемой со всех сторон, Сибирь была нужна как воздух. Бесконечные вторжения и войны, опричнина и раскол подорвали Московскую Русь, силой и хитростью объединившую других в Московию, в Россию.
Казна пуста, денег на солдат, пушки и порох не хватало, импорт из Европы зависел от доброты её королей. Дикая Сибирь, совершенно первобытная, с бездонными запасами мехов, металлов и золота могла спасти Россию. Но армии на полноценное вторжение как в Астрахань или Казань у Москвы не было.
Неизбежной стала новая война со шведами, на юге Москва с трудом удерживала границу Дикого поля, откуда наседали татарские орды. Смертельной угрозой вновь стал польско-литовский король Стефан Баторий. Считая Россию главным врагом Речи Посполитой в борьбе за существование, Баторий организовывал крестовый поход на схизматиков Руси, язычников лживой православной веры. Речь Посполитая готовилась разорвать мирный договор...
В таких условиях трогать регулярную армию было страшно, но покорить Сибирь, источник новых ресурсов, было надо. И Москва снова обратилась за помощью к казакам. Два атамана Ермака - Мещеряк и Черкас вернувшиеся из Сибири в разные годы, были привлечены в новый сводный отряд, его возглавил молодой и неопытный боярский сын Василий Сукин.
Молоко на губах Василия компенсировалось опытными сибирскими атаманами и сотней ермаковских казаков. Еще у Сукина было средненьких 200 стрельцов, а весь отряд получился в 3 несчастных сотни. Но Кремль не мог послать больше и лучше, да и стратегия покорения Сибири стала другой.
Вместо битв с татарами, уничтожения ханов, штурма крепостей и поселений, Москва решила брать Сибирь медленным гоном. Возводя остроги и покоряя округу, продвигаться дальше. Затем строить новые остроги, подчинять новые земли, и снова дальше. Цепляясь за хребет возводимых крепостей и захваченные плацдармы, отбивать все атаки.
И вышедшему в 1586 году отряду Сукина была поставлена одна задача - не вступая в битву с татарами, поставить острог и защитить. На речном пути из России в Сибирь, где сливается Тура и Тюменка, на ничейной земле, где были только руины брошенного юрта тобольских татар Чимги - Туры, ушедших в Крым навсегда.
Так был построен Тюменский острог, началась Тюмень. А через год к Сукину в крепость прибыл новый колонизационный отряд, в 200 стрельцов рязанского Ряжска. Вел его гражданский голова Чулков, и объединившись с отрядом Сукина в уже приличное войско, они пошли вместе в сердце Сибирского ханства, на север.
Не дойдя до столицы Искер 20 километров, в 1587 году воеводы начали строить второй острог России на слиянии Иртыша и Тобола, чтобы заблокировать ханам торговлю и сдавить блокадой татарскую шею. Новую крепость назвали Тобольск, строили её быстро. Московские плотники лихо стучали топорами под охраной стрельцов, стены Тобольска поднимались в бревно каждый день.
А вернувшиеся в Сибирь казаки Ермака держались ото всех отдельной сотней и кружили по тайге вокруг. Ведомые местью казаки искали крови и смерти, не давала покоя удальцам горечь потерь. Они были готовы 200 верст по тайге идти, не есть и не пить, лишь бы убить Карачу и хана Кучума.
Ни Сукину, ни Чулкову не нравилась самодеятельность ермаковской сотни, но без них царский приказ было не выполнить, и воеводам приходилось терпеть. А изнывающим казакам вскоре повезло, едва достроился Тобольск, как с востока показалась конница татар...
ДАЛЬШЕ: глава 44 Переговоры < (жми)
Книга "Завоевание Сибири", опубликованные главы тут: 👇
Благодарен за подписку/лайк I Ссылка на продолжение будет выше