Новая экранизация романа Булгакова вызвала целый шквал негодования. Фанаты писателя возмущены слишком вольным обращением режиссера с первоисточником. Профессиональные патриоты требуют фильм запретить. Все как в прежние советские времена. Только дело не столько в экранизации – с ней-то как раз все в порядке. Дело в личности самого режиссера и его специфических политических взглядах.
Биография Михаила Локшина довольно любопытна. Его предки в начале 20 века эмигрировали из Российской империи в китайский город Харбин. Родители Арнольд и Лорейн – обосновались в США – в техасском городе Хьюстоне. Там же родился и Михаил, а также его старшие сестра и брат – Дженнифер и Джеффри. Сестра сейчас преподает английский язык, брат является экспертом в области экономики.
Отец был доктором медицинских наук, магистром биохимии. Мать окончила университет Майами и получила степень бакалавра американской культуры. Оба придерживались левых взглядов и были ярыми коммунистами. А в свободной и демократичной Америке коммунистическая идеология не в чести. Из-за преследования американских спецслужб Локшины вместе с семьей вынуждены были бежать в СССР. Получили здесь политическое убежище.
Политэмигрантов приняли на самом высоком уровне. Начальство выделило им элитное четырехкомнатное жилье в центре Москвы. Семья ни в чем особо не нуждалась. И быстро адаптировалась в новой для себя стране. Детвора пошла в советскую школу. Михаил впоследствии окончил факультет психологии МГУ. Затем – высшие курсы режиссеров и сценаристов. И постепенно начал осваиваться в кинематографе.
Вначале снимал короткометражки и рекламные ролики. Помните рекламу пивного бренда с Дэвидом Духовны в главной роли? Это была работа Михаила Локшина. Потом режиссер переключился на полный метр. Первой его полнометражной работой стала приключенческая мелодрама «Серебряные коньки». Дебют получился довольно успешным. Фильм выкупил зарубежный стримминговый гигант Netflix. А потом дебютант замахнулся на самого Булгакова – на «Мастера и Маргариту».
По иронии судьбы экранизация Локшина получилась самой удачной из всех, что сегодня есть. Новичок с легкостью обошел общепризнанных мэтров. Ни Бортко, ни Юрию Каре, ни тем более зарубежным кинематографистам не удалось ухватить дух великого романа и перенести его на экран. У Локшина это получилось. Молодой режиссер увидел эту историю совершенно по-своему. На ключевые роли пригласил европейских актеров. Убрал лишние, по его мнению, моменты. Добавил свое видение. В итоге получилось современное зрелищное кино.
Работа над кинокартиной велась с 2021 года. Бюджет новой экранизации составил 1,2 млрд руб. Как писали СМИ, Фонд кино выделил 800 млн рублей. Еще часть средств предоставили американские инвесторы. И вот 25 января 2024 года состоялась долгожданная премьера. Народ толпами рванул в кинотеатры. Только за первые выходные блокбастер по роману Булгакова собрал в прокате около 428 млн рублей. И наверняка многократно окупит все вложенные в него средства.
Но тут свое слово сказали недовольные фанаты и чиновники. Первые сочли экранизацию кощунством. А вторые вообще потребовали фильм запретить. Увидели намек на нынешние российские реалии. Но ведь и в книге Булгакова было полно социальной сатиры. И она была куда острее, чем в новом фильме.
Забавно, не правда ли? В фильме запрещают пьесу Мастера. В СССР запрещали сам булгаковский роман. А теперь новые Латунские и Берлиозы в худших большевистских традициях пытаются запретить фильм по этому роману. Как видно, со времен Булгакова люди остались все те же. И милосердие лишь иногда стучится в их сердца. А любой запрет – лучшая реклама проекту. Только теперь он не имеет никакого смысла. Кино уже вышло в прокат и собирает аншлаги в залах.
Что до специфических убеждений Михаила Локшина, то здесь стоит отделить фильм от личности его автора. Нарушил закон – изволь отвечать. Но только «Мастер и Маргарита» здесь точно не причем. Известно, что в данный момент режиссер проживает в Калифорнии. Работать же пока предпочитает в России.
Друзья, благодарю, что дочитали до конца. Подписка, лайки, комментарии приветствуются.