Найти тему
1,2K подписчиков

Скоро потеплеет, и на катран мы пойдём

Отдых на природе, пикник. Фото автора
Отдых на природе, пикник. Фото автора

Новый интерес к загадке

Со мной согласятся наверняка все авторы каналов, что бывает очень приятно, когда к твоей уже подзабытой публикации кто-то из читателей проявляет новый живой интерес.

Так случилось и в этот раз. Мой вопрос о том, что означает слово "катран", употребляемое в речи жителей отдельных донских хуторов и станиц, неожиданно заинтересовал моих новых подписчиков авторов канала Лаура с Мишкой на дереве и МИШКА НА ДЕРЕВЕ, и они решили во что бы то ни стало, разгадать мою загадку. Это им и удалось.🙃

В процессе поиска правильного ответа, эти авторы проявили творческий подход: использовали словари, логическое мышление, возможно и метод дедукции даже применили.😉😅А "если долго мучиться, что-нибудь получится", как поётся в известной песне. Старательность помогла увлечённым авторам добиться желаемого результата.

Приз в студию

Изначально я не планировала награждать подписчика, правильно ответившего на мой вопрос. Отгадывание загадки подразумевало лишь что-то похожее на спортивный интерес.

Но авторы-победители настолько покорили меня своим увлекательным поиском правильного ответа, что мне захотелось поощрить их материально в размере - 500 руб.

Денежные призы, как и подарки такого вида, я не люблю. Хотелось бы мне нынешним триумфаторам также, как и победителям предновогоднего конкурса, подарить на память какое-либо изделие из семикаракорской керамики, но в этот раз я финансово не вытягиваю подобные траты, увы.

Кроме того, "моим" победителям придётся недельку подождать с получением своего денежного приза, так как моя банковская карта находится на перевыпуске. Я по своей глупости прозевала истечение срока её действия.😮😳

Положительным моментом является то, что с этого дня некоторые мои заковыристые вопросы будут материально поощряться и впредь.

Очень жалею, что такая идея у меня не возникла при разгадывании вопроса к картине Виктора Брегеды "Портрет Сигизмунда". Считаю, что тот вопрос был также достаточно интересным.

Правильный ответ

Итак, слово "катран", которое употребляют в своей речи мои земляки, жители небольшого хутора Каныгин, означает "пикник", "пирушка", "отдых на природе".

Хуторянам весной особенно некогда отдыхать, много работы и в поле, и дома. А первое весеннее тепло так манит и располагает к отдыху на природе.

Помнится мне из советского детства, как хуторяне на праздники 1 мая или 9 мая, после посещения митинга у братской могилы, направлялись компаниями с целью отдыха на природу. С собой они непременно брали домашнее виноградное вино, а также вкусную еду, приготовленную к празднику.

Представителям более юного поколения, возможно, необычно видеть на фотографии, как на природу хуторяне направлялись в праздничной одежде, а не в спортивных костюмах. Ведь последний вариант одежды более удобен для подобного вида отдыха.

И это недоразумение вполне объяснимо. В советское время спортивные костюмы являлись дефицитным товаром. А ещё наверняка сельским труженикам, хоть иногда хотелось выглядеть красиво и празднично, так как повседневный тяжёлый физический труд в колхозе предполагал более простую, рабочую форму одежды.

На фото, кстати, запечатлён фрагмент возвращения отдыхающих с катрана. Хуторяне уже навеселе, вино выпито, еда съедена, а потому опустошённые сумки держат в руках женщины. На катран увесистые сумки со снедью и банками с вином, всё ж, предпочитали нести мужчины.

Я и сама, повзрослев, со своими сверстниками на катран ходила в весенние праздники. Мы большой компанией обычно очень весело проводили время на истоптанных с детства холмах или у реки Сухой Донец.

Данные словарей и самостоятельное домысливание

Итак, коротко изложу сейчас дефиницию слова "катран", которую вы, дорогие подписчики нашли в словарях. Катран - это:

- вид акул, который обитает в умеренных водах бассейнов всех океанов;

- многолетние или однолетние растения(травы или полукустарники);

Дальше всех к поиску истины подошли победители, найдя следующую информацию о значении слова "катран":

В турецком языке , это слово имеет два значения 1-смола , 2-тара .Из Турции на кораблях возили бочки с дёгтем именно их и называли катранами . Моряки играли на этих бочках в кости и карты ( вспомните выражение : деньги на бочку), так и вошло в обиход название играющей компании - катран ! Я думаю , что катран это просто играющая компания.

Итак, если отсечь лишнее прилагательное "играющая", то ближе к хуторскому значению слова "катран" подойдёт слово - "компания". И очень возможно, что значение слова "катран", как определённой травы, сюда также можно приплюсовать. Ведь слышали вы наверняка, как иногда говорят "пойдём на зелёнку", т. е. на травку, на природу, в том же значении, что и "пойдём на пикник".

На этом доморощенный семантический анализ слова "катран" можно считать завершённым.😉😆

Спасибо большое за внимание и активность, проявленные в разгадывании моей загадки.

С большим уважением к вам, Инна💖

***

Ниже можно ознакомиться с другими статьями по теме отдыха на Дону: