Найти тему
ВечнаЯ пионерка

Лучшего места для релакса на Дону не найти. Сонькина коса

Автор канала на Сонькиной косе.
Автор канала на Сонькиной косе.

Пролог

Два дня назад выбросили меня, как десант, у турбазы "Раздолье" ровно в 6:20 утра и обещали за мной вернуться. Справедливости ради, замечу, что сие действо было совершено по моей же просьбе. Уж больно мне хотелось в это лето попасть в место моего летнего детства, а заодно и навестить на хуторском кладбище могилы своих ушедших любимых людей.

Сонькина коса - это популярное место для пляжного отдыха и рыбалки в Усть-Донецком районе Ростовской области. Она находится вблизи хутора Каныгин(5 км). Аккурат в этом месте река Сухой Донец впадает в Дон. Славится Сонькина коса большим количеством мелкого белоснежного песка на берегу, чистой донской водичкой и живописными видами вокруг.

Сонькина коса. Фото автора.
Сонькина коса. Фото автора.
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора.
Сонькина коса. Фото автора.
Сонькина коса. Фото автора.
Сонькина коса. Фото автора.

Денёк выдался погожим, не зря я ранее переносила эту поездку из-за вероятного дождя. Переменная облачность только смягчала нежелательный эффект палящего солнца. И даже восточный суховей был не страшен из-за того, что я находилась у воды.

Останавливаться отдыхать возле турбазы мне не захотелось. Меня безудержно манило привычное с детства место, где Сухой Донец впадает в Дон. Там, с полвека назад, традиционно я отдыхала с родителями и городскими родственниками, последние приезжали к нам на время их летнего отпуска.

Для отдыха в те годы мы чаще останавливались на левом берегу Дона. Тогда это сделать было просто, так как из хутора до Дона мы доплывали на вёсельной лодке по Сухому Донцу. Сейчас по Сухому Донцу, наверное, можно пешком ходить, образно выражаясь.

Место впадения реки Сухой Донец в Дон зарастает камышом. Фото автора
Место впадения реки Сухой Донец в Дон зарастает камышом. Фото автора

А вот такой полноводной была река Сухой Донец полвека назад.

Река Сухой Донец в конце 1960-х. На фото можно найти и автора канала.🙃 Фото из личного архива.
Река Сухой Донец в конце 1960-х. На фото можно найти и автора канала.🙃 Фото из личного архива.
Река Сухой Донец в конце 1960-х. Фото из личного архива.
Река Сухой Донец в конце 1960-х. Фото из личного архива.

До своего сакрального места я шла около часа, принюхиваясь к цветочкам, степным травам, любуясь порханием бабочек и птиц, вдыхая полной грудью свежий утренний донской воздух. Даже не ожидала, что моё место силы так далеко находится от турбазы, расстояние - около двух с половиной километров.

Но мой путь стоил того, именно в любимом месте своего летнего детства я заряжаюсь энергией, как батарейка, минимум, на год.

Расположилась я в двух метрах от воды у тополиной поросли, чтобы за ней прятаться от Солнца. Первым делом я нырнула в донскую водичку прямо с головой. Не побоялась даже размазать макияж, благо, что средства современной декоративной косметики этому препятствуют.

Затем расстелила мамино ещё покрывало, накрыла незамысловатый стол. С грустью подумалось, что вот это старое немецкое покрывальце вернулось в те места, где долгие годы находило применение в родительском доме. Вот и мне оно пригодилось, спустя много лет.

Завтрак на Сонькиной косе. Фото автора
Завтрак на Сонькиной косе. Фото автора
Завтрак на Соньки ной косе. Фото автора
Завтрак на Соньки ной косе. Фото автора

Импровизированный стол на природе. Фото автора.
Импровизированный стол на природе. Фото автора.

О водичке

Большую часть отдыха я находилась в воде. Водичка на Сонькиной косе была чистой и тёплой, из неё совсем не хотелось выходить на берег. И глубоко здесь становится буквально через пять мелких шагов в воду.

А ещё меня порадовало течение воды. Я специально заходила в воду чуть выше от места своего основного расположения, чтобы потом, удерживаясь на воде лишь посредством лёгких движений руками, безмятежно плыть по течению реки.

Невероятные ощущения, словно Дон-Батюшка сам нежно нёс меня вдоль берега в объятьях своих лёгких волн. Вот такой получался бесплатный природный водный аттракцион.

Отдых на Сонькиной косе. Фото автора.
Отдых на Сонькиной косе. Фото автора.

А как ласково шелестели донские волны, игриво набегая одна на другую и образуя белую пену у берега! Звуки природы - самые мелодичные.

Время от времени над Доном парили чайки, как в невесомости. Жаль, что сфотографировать их мне так и не удалось. Чуть позже телефон разрядился. Я допустила большую глупость, не проверив зарядку дома.

Отдых на Сонькиной косе. Фото автора.
Отдых на Сонькиной косе. Фото автора.

Пустынным пляж бывает не всегда

Самое главное, ранним будничным утром вокруг - ни души! Чуть позже начали просыпаться рыбаки, выползая из своих палаток и настраивая у Дона удочки. Именно о таком отдыхе в уединённом месте я давно мечтала, и это лето исполнило мою заветную мечту.

Рыбаки на Сонькиной косе. Фото автора.
Рыбаки на Сонькиной косе. Фото автора.

За весь день мимо меня не прошёл ни один человек, только изредка проплывали различные речные судна. Именно на Сонькиной косе, "там раздеться смогу догола я и никто не пpистанет ко мне", как пела Маша Распутина. Так что теперь я смело могу называть Сонькину косу ещё и местными Гималаями и требовать(не знаю у кого)😆, чтоб меня туда отпустили!

Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора
Сонькина коса. Фото автора

Но так безлюдно на Сонькиной косе бывает не всегда. На пустынность пляжа сказалось, видимо, слияние воедино двух временных факторов: конец лета и будничный день. Раньше, когда сын был маленьким, мы часто организовывали здесь семейный отдых выходного дня. Так тогда в субботу-воскресенье найти место на Сонькиной косе для парковки автомобиля и установки палатки являлось большой удачей. А потому мы выезжали сюда всегда заблаговременно, в пятничный вечер.

Отдых на Сонькиной косе, конец 90-х. Фото автора
Отдых на Сонькиной косе, конец 90-х. Фото автора

О песочке

О большом количестве белого мелкого песка на Сонькиной косе можно долго говорить. Настоящие барханы! По нему так приятно ступать босыми ногами. И даже мелкий ракушечник совсем не травмирует ступни. Я даже пожалела, что взяла с собой лишний предмет - резиновые шлёпанцы, так как ими я так и не воспользовалась. Но в этот раз мне просто повезло с погодой. В жаркие дни песок здесь нагревается от солнца, как раскалённая сковородка. Тогда уж без пляжной обуви никак не обойтись.

Дно в Дону на Сонькиной косе такое ж песчаное, как и берег. Нет и намёка на лёгкое заиление, как на пляжах Ростова-на-Дону. Нога в воде приятно утопает в резком песочке. Особые, милые ощущения.

Песчаное дно Дона на Сонькиной косе. Фото автора
Песчаное дно Дона на Сонькиной косе. Фото автора

На таком песочке и на берегу лежишь, как на перине. Эта осадочная порода сразу принимает форму твоего тела. Легко установить на таком песке различные предметы: бутылки, кружки, термос.

На песочке я лежу, хитрая такая.) Фото автора.
На песочке я лежу, хитрая такая.) Фото автора.

В этом году песок на Сонькиной косе выглядел не идеальным образом, судя по его пожелтевшему цвету, множеству тополиной поросли на нём, а также отдельно разбросанным веткам. Видимо, в этом году чистилка речного дна по Дону не проходила. В былые времена драги медленно проплывали каждую весну и намывали на берега горы чистейшего белого песка. Но всё равно, хорош был песчаный берег и в этот августовский день!

А напоследок я скажу

Спасибо огромное всем тем подписчикам и гостям моего канала, кто дочитал эту длинную публикацию до конца. Это было сделать нелегко, понимаю.😉

А я в воображаемый план летних мероприятий поставлю галочку напротив графы "Отдых на Сонькиной косе". Отдохнула я в любимом месте на Дону от души и на память оставила на берегу автограф(отпечаток своей ступни) и рукописное обещание вернуться. А с собой на память о песчаной косе я взяла речные ракушки.

Отпечаток моей ступни, мечта криминалиста.) Фото автора
Отпечаток моей ступни, мечта криминалиста.) Фото автора
Обещание вернуться на Сонькину косу. Фото автора.
Обещание вернуться на Сонькину косу. Фото автора.
Речные ракушки из Дона на память. Фото автора
Речные ракушки из Дона на память. Фото автора

Летний отдых в стране детства удался! Можно, оказывается, и у реки получить МОРЕ удовольствий!

Разочарованием в этот день было то, что я забыла дома солнцезащитные очки. Но в этом случае меня выручила шляпа и переменная облачность.😊

А огорчила меня всем знакомая проблема - это мусор, оставляемый отдыхающими в таком живописном месте.

Люди добрые! Самокультурку-то надо повышать всё-таки, ведь никому не приятно приезжать на отдых в загрязнённое место. За собой ведь так просто и легко убрать.

Желаю всем приятных впечатлений от отдыха в последние летние дни!

С уважением, Инна. До встречи!💖

О том, как я отдыхала на Сонькиной косе в детстве напишу в ближайшие дни. Не пропускайте, пожалуйста, публикации и не скупитесь на лайки. Вам же нетрудно нажать на смайлик 👍, а мне бесконечно приятно от этого.😉😊