2 февраля 1942 года в тюремной больнице в блокадном Ленинграде умер Даниил Хармс. Спустя 82 года петербуржцы гуляли по городским местам поэта и читали его стихи. Мемориальную экскурсию провёл искусствовед Константин Учитель — уже больше десяти лет он «оживляет» память о Хармсе, устраивает театрализованные экскурсии и другие посвящённые поэту мероприятия.
Вечером 2 февраля 2024-го встретились у дома на улице Маяковского, 11. Несколько лет назад там был мурал с портретом писателя на скошенной угловой стене дома, но городские власти сочли его нелегальным рисунком, коммунальщики закрасили, вместо граффити обещали сделать видеопроекции в тёмное время, но так и не сделали. Здесь был последний адрес Хармса в городе. В этом доме (во время войны в него попала бомба, и он был практически заново отстроен) он жил с 1925 года «с перерывом» на первый арест и срок в 1931-1932 годах, полученный по обвинению в участии в антисоветской группе писателей (как ни странно, за детскую литературу, а не за выступления обэриутов).
В августе 1941 года Хармса арестовали второй раз, теперь уже за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». При этом сами «настроения» были процитированы в протоколе из доноса, якобы поэт утверждал, что война уже проиграна, а попади он в армию, то стрелял бы в своих же. Приговором по делу мог стать расстрел. Но его заменили принудительным содержанием в психиатрической больнице. Умер Хармс в отделении психиатрии больницы тюрьмы «Кресты». Возле этого здания на Арсенальной набережной и закончилась мемориальная прогулка петербуржцев 2 февраля.
— Удивительно, что это место сохраняется. Ведь можно было бы всё снести и построить новый ЖК, но всё-таки как важно, чтобы что-то оставалось, — комментировал Константин Учитель.
На прощание участникам прогулки посоветовали прочитать по пути домой стихотворение Хармса 1937 года «Из дома вышел человек»
Из дома вышел человек
С дубинкой и мешком
И в дальний путь,
И в дальний путь
Отправился пешком.
Он шел все прямо и вперед
И все вперед глядел.
Не спал, не пил,
Не пил, не спал,
Не спал, не пил, не ел.
И вот однажды на заре
Вошел он в темный лес.
И с той поры,
И с той поры,
И с той поры исчез.
Но если как-нибудь его
Случится встретить вам,
Тогда скорей,
Тогда скорей,
Скорей скажите нам.