Найти тему
Фланёр • Псков

«Какой такой человек?» В Пскове открылся курс странной антропологии

Артём Верле совместно с VETKA рассматривает человека под странным углом. В чем заключается странность рода людского, отчего она, и что нам с ней делать?

Курс странной антропологии открылся странно — Артём Верле зачитал реп:

Человек, один ума одаренный светом,
В темноте ходит век свой; не в время прилежен,
В чем не нужно - трудится, а в потребном - лежень;
Все, что он ни делает, - без смысла, некстати,
Все нравно и не нравно, и обыкл бывати
Без причины радостен, без причины скорбен
-2

Артём Верле читает рэп

В коем скоте покажешь мне действа такия?
Все об нужном пекутся и лишное тыя
С вредом себе не хранят, и суеты полны
О будущих мысли их не мучат, довольны
Сущи иметь в жизнь свою, что к тому полезно;
Любят без ссор так один, как два, что любезно;
Время знают к похоти, и обжорством тело
Не вредят, ниже пьянство известно им дело.

Это отрывки из сатиры «На человека» Кантемира Антиоха, одного из первых русских поэтов. Поэт странной эпохи силлабизма, когда главное в стихах было не чередование ударения в слогах, а лишь количество слогов в строке. То есть для поэтов той эпохи ударения, тон и прочие детали были не так важны, главное рифма. Прямо как в рэпе. Но о чем эта сатира? 

-3

О парадоксе человека. Будучи единственным существом, обладающим разумом, человек хуже всего приспособлен к окружающему миру. Звери прекрасно чувствуют себя в природе. Они знают, как добыть пищу, где опасно, а где нет. Человек даже не знает, что ему есть. Хищник он? Может быть. Но может быть и веганом. Где ему жить: в тундре, в пустыне? В горах, на равнине? Какое у человека жилище? Нора, гнездо, трехкомнатная квартира, палатка? Животные таких вопросов не задают. А человек задает. И хоть у человечества есть разные варианты ответов на всяческие вопросы, никто не уверен, то ли мы делаем, туда ли свернули. Человеку дана свобода быть кем угодно, но человек не знает, кем он должен быть, и как этого добиться. 

Человек даже не может сам начать питаться, ходить, говорить. Оставьте детеныша человека одного на несколько дней – и он погибнет. Разве может такое случиться с крокодилом, олененком? Может, но олененок живет с мамой только первую зиму, а крокодил 2 месяца, дальше они могут сами о себе позаботиться. А когда человек становится самостоятельным? В 5 лет, в 14, в 18, 21? Кто-то и в 40 лет не знает, как добыть пищу. Человек будто дерево, незакрепленное корнями в почву. Почва у него искусственная – культура. Культура для человека это лайфхаки для выживания, поэтому без неё никак. Без культуры можно попытаться стать перекати-полем, но это сложно. Не зря для древних греков самым страшным наказанием была не смерть, а изгнание из полиса. Иди, поживи без почвы. 

Но, может быть, так было не всегда? Может, когда-то люди чувствовали себя на земле крепко, знали, кто они такие, куда и как нужно идти?

Почти все культуры сходятся на том, что да. Было такое время, когда все было понятно, цельно, едино. А потом что-то поломалось, рассыпалось, и наступила эра растерянности. У христиан, например, такое произошло после того, как Адам и Ева вкусили плод познания. Этим Кантемир Антиох и объясняет природу человека в конце своей сатиры. Не все люди христиане, но почти у всех есть мифы. Миф, как объясняет Клод Леви-Стросс, и есть рассказ об утраченном единстве. Но как вернуть это единство? Артём Верле в лекции «Как быть первобытным?» отвечает: с помощью ритуалов и архаичного мышления. 

Артем Верде готовиться к лекции
Артем Верде готовиться к лекции

Ритуал — это воспроизведение какого-то воспоминания. Воспоминания о сакральном, мифическом правремени, когда было единство. У каких-то людей таковыми ритуалами являются танцы в масках, разговоры с духами. А у каких-то ритуалы перешли в религию. Так христианская Пасха, можно сказать, это праздник обратный изгнанию людей из рая. Христос умер за наши грехи и воскрес для нашего оправдания, освободив нас от первородного греха – вкушения плода познания. Когда христиане говорят: «Христос Воскресе», они не имеют в виду, что он воскрес когда-то, а что он воскрес сейчас. Такая временная петля, попытка вернуться во времена, когда смерти не было, в первое бытие – первобытность. 

Но не только ритуалы помогают человеку обрести определенность и единство утраченного правремени. Общество, в котором главное это ритуалы это уже какая-то секта. Как бы просто это не звучало, но чем ближе человек к природе, тем он ближе к определенности, правремени, счастью. Да, жизнь может быть тяжела: насилие, смерть, страшные тигры, нет супермаркетов. Но присутствует ощущение настоящего. Ведь чтобы выжить в такой среде, нужно знать очень много прагматического. 

Современные метеорологи точно определяют погоду на 3 дня вперед, используя сложнейшие компьютерные программы, спутники. Почему так? Почему не на месяц, на год? Потому что современный человек полагается на разум, на базовые принципы. Погода определяется сложной электронной системой, связанной между собой по всему миру. В основе всей системы лежит 4 вводных данных: температура, влажность, давление, скорость и направление ветра. Но есть и непредсказуемые, неучтенные факторы, которых к четвертому дню набирается столько, что точно определить погоду уже нельзя. А люди с архаичным мышлением, как рассказывает Тайсон Янкапорта в своей книге «Разговоры на песке. Как аборигенное мышление может спасти мир», имеют 14 факторов погоды, которые они определяют не с помощью компьютеров и математики с физикой, а чувствуют кожей, видят глазами, чуют носом. Также люди с аборигенным мышлением знают все о природе вокруг: зверях, растениях, ландшафте. Они прекрасно знают свои родственные связи. У некоторых народов это так развито, что любой житель деревни без раздумий может сказать, кем ему приходится любой другой житель этой деревни. 

Книги, которые помогут современному растерянному человеку обрести почву под ногами.
Книги, которые помогут современному растерянному человеку обрести почву под ногами.

Также интересным проявлением аборигенного мышления являются имена индейцев Пуэбло, точнее их отсутствие. У каждого человека разное имя в зависимости от того, кто о нем говорит и при каких условиях. Жена тебя зовет одним именем, охотники другим, дети третьим, старшие четвертым. Личности как бы нет, с другой стороны, она, наоборот, подчеркнута. Если ты хороший охотник, то и звать тебя будут Храбрый Сокол, а если паршивый – то Трусливая Белка. И сразу ясно по имени, что за человек перед тобой. А что говорят имена современных людей? Тебя так назвали другие люди в детстве, и ты носишь свое имя, как значок. Может, тебя назвали так в честь любимого персонажа сериала, может в честь дедушки, а может – в честь большевика Артёма. Так или иначе, 80% людей не удовлетворены своим именем. Меняют его редко, но большинство людей его терпят, принимают с неловкостью. А вот у индейцев все имена вписаны в контекст и мотивированы, а свое «настоящее» имя никто тебе не расскажет. Если индеец вообще сам знает, какое оно.

Не обязательно быть аборигеном в привычном понимании слова – представителем какого-то племени, который живет в джунглях, чтобы принять аборигенное мышление. Такое аборигенное мышление может быть и у северных народов, которые различают 20 видов снега и название каждого. Таким мышлением может обладать русский сантехник. Даже европейские крестьяне в эпоху Колумба обладали таким мышлением, сконцентрировав свое внимание на своей деревне. Они были так укоренные в свое место жительства, что просто не видели потребности плыть в какую-то там Индию. Можно ли сказать, что они были ограничены? Можно, но они были и органичны. А мы в эпоху глобализма ничем не ограничены, да только найти свое место никак не можем.

Поэтому в попытках обрести аборигенное мышление не стоит глупо подражать туземцам Новой Зеландии. Не нужно практиковать карго-культ наоборот, вообразив себя благородным дикарем, повесив на стену в офисе шаманскую маску, и ожидать, что с тобой магическим образом заговорят духи предков. Нужно пытаться внедрить аборигенное мышление именно в свою жизнь, в свою повседневность. Может, начать надо с того, чтобы сходить в гости к соседям по подъезду и узнать, как зовут каждого из них.

-6

Конечно, у слушателей лекции от такого интересного рассказа появилось множество вопросов на тему странной антропологии. Для удовлетворения интереса предусмотрена вторая часть лекции: открытый диалог, где каждый может высказать свое мнение, задать вопрос. На первой лекции, например, такая беседа продлилась чуть ли не целый час. Так что если вас заинтриговала странная антропология, следите за анонсами следующих лекций в группе VETKA.

Автор: Дмитрий Изотов