Найти тему
2,3K подписчиков

Внимание! За это снижают баллы в ЕГЭ по профильной математике!

5,8K прочитали

Многие знают, что эксперты ЕГЭ имеют чёткие критерии оценивания по каждой задаче. Однако при написании решения на чистовик важно помнить о "подводных камнях", на первый взгляд незначительных ошибках в записи решения, которые могут привести к потери баллов за задачу. Об этом я расскажу в этой статье.

Многие знают, что эксперты ЕГЭ имеют чёткие критерии оценивания по каждой задаче.

"Невычислительные" ошибки

Очевидно, что на ЕГЭ вы потеряете баллы, если получите неправильный ответ. Но можно ли получить хотя бы часть баллов, если суть решения была верной, а ошибка закралась в самом конце? Например, решает ученик тригонометрическое уравнение, проделывает большую работу по упрощению, используя весь арсенал тригонометрических формул. Наконец, сводит уравнение к простейшему и допускает обиднейшую ошибку в самом конце.

Минус забыл
Минус забыл

Обидно, к счастью, в критериях написано, что за вычислительную ошибку в конце решения ставится 1 балл. Может ли ученик рассчитывать на этот балл? Однозначно, нет, потому что эта ошибка не является вычислительной. Вычислительная ошибка – это ошибка, допущенная при выполнении сложения, вычитания, умножения и деления. Все остальные ошибки в счёте не являются вычислительными. В вышеизложенном примере была допущена ошибка в тригонометрическом выражении, следовательно ученик получит 0 баллов за задачу. На апелляцию идти, увы, бесполезно.

Неполное ОДЗ

ОДЗ - область допустимых значений. С этим понятием нужно быть особенно осторожным при оформлении задач. Например, в этом решении уравнения:

Многие знают, что эксперты ЕГЭ имеют чёткие критерии оценивания по каждой задаче.-3

За такое решение вы получите 0 баллов. Потому что вы неполностью определили ОДЗ. Чтобы ОДЗ было полным нужно дополнительно указать условие x<=8. Поэтому вам нужно или полностью указывать ОДЗ, или не писать наименование "ОДЗ". Само по себе неравенство x>=2 верно и не к чему вас не обязывает, а вот буквы "ОДЗ" обязывают писать ОДЗ полностью. Кому-то может показаться, что это мелочь и за такое не снижают, но в реальности эксперты обращают на это внимание и обнуляют работы тем, кто указывает ОДЗ неполностью. Тут нужно быть аккуратнее.

Постановка знака вне области ОДЗ

Например, вы решаете неравенство методом интервалов:

Многие знают, что эксперты ЕГЭ имеют чёткие критерии оценивания по каждой задаче.-4

Ответ верный, но за это решение вам поставят 0 баллов. Потому что вы на числовой прямой поставили знаки в промежутках, где функция неопределенна, это ошибка. Почему многие ставят знаки там, где их быть не должно? Потому что они сначала расставляют знаки, а потом применяют условие из ОДЗ. И несмотря на то, что ОДЗ учитывается в ответе, ученик всё равно получит 0 баллов за неверный рисунок. Как избежать этой ошибки? Нужно сначала обозначать ОДЗ на числовой прямой, а потом расставлять знаки ТОЛЬКО в пределах ОДЗ.

Кстати, если вы включите в ответ лишнюю точку, то вы получите только 1 балл. Но тут важная оговорка: если точка не входит в ОДЗ, а вы её включили в ответ, то вы получите 0 баллов. То есть в предыдущем примере включение "1" в ответ карается 0 баллов. А если бы предыдущее неравенство было бы строгим и вы дали ответ [4;+∞) вместо (4;+∞), то вы бы получили 1 балл т.к "4" входит в ОДЗ

Использование знаков ⇒ и ⇔ не по назначению

Многие ученики используют знаки ⇒ (следование) и ⇔ (эквивалентность) в своих решениях. Чаще всего они не задумываются о том, что у этих значков есть чёткие математические определения.

  • Второе уравнение является следствием первого, если каждый корень первого уравнения является корнем второго уравнения
  • Два уравнения называются равносильными, если множество решений первого уравнения совпадает с множеством решения второго уравнения

Поэтому, например, при замене переменной:

Многие знают, что эксперты ЕГЭ имеют чёткие критерии оценивания по каждой задаче.-5

Использование значка ⇔ будет ошибкой. Потому что корни первого уравнения не совпадают с корнями второго уравнения. Корни первого уравнения +-1 и +-корень из 5, корни второго уравнения 1 и 5. Да, при подстановке t = x^2 во второе уравнение мы получим первое. Однако использование значка ⇔ будет считаться логической ошибкой и за неё могут снять баллы. Поэтому лучше воздержаться от использования значков ⇔ и ⇒ в решении задач ЕГЭ. Вместо этого можно написать второе уравнение на следующей строчке или написать слово "значит" или "получаем". Эти слова не имеют чёткого математического определения, поэтому к ним не придерутся.

Спасибо за прочтение статьи. Поддержите молодой канал лайком, а также не забудьте подписаться, если вы интересуетесь всем, что связано с ЕГЭ и поступлением в ВУЗ. А если у вас есть, что добавить или предложить - пишите ваши мысли в комментариях В будущем вас ждёт ещё больше контента)