Найти тему
Формат АА

Добыча руды в Factorio.

Оглавление

Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.

В этой статье поговорим о добыче руды. Здесь будет обо всём, кроме урановой руды – это не тема текущей статьи. И ещё будет очень много ссылок на одни и те же мои статьи о похожих или нужных темах и материалах. Там более подробно изложены некоторые моменты.

-----------------------------------------

Важное замечание! Эта статья была написана для первой версии игры Factorio. Некоторые механики игры, предметы или их свойства могут не совпадать с текущей версией игры.

-----------------------------------------

Добыча руды в начале игры.

Все мы знаем, что в начале игры в Factorio уголь можно добывать без использования электричества. Для этого устанавливаются твёрдотопливные буры в парах с твёрдотопливными манипуляторами. Уголь в такой схеме одновременно является добываемым материалом и твёрдым топливом для манипуляторов и буров. Полноценная схема буров на угольном месторождении и подробное описание процесса изложены в статье «Энергетическая безопасность на ранних этапах игры в Factorio».

Железную руду, медную руду, камень, и также уголь, плюс ещё урановую руду (про неё в статье «Добыча урана») добывают как правило электрическими бурами. Уголь вначале можно надолбить вручную, потом можно поставить буры без электричества, как написано выше. Железо и камень можно надолбить вручную прям сразу после крушения корабля. Во всё остальное игровое время тюкать киркой по месторождению сможет только самый незаурядный игрок. Даже побоюсь представить, сколько лет ему понадобится на игру.

После начала игры разбираемся с некоторым количеством железа и меди. Ставим каменные печи и твёрдотопливные буры прямо посередине месторождений железной и медной руды. Бегаем к месторождению угля, таскаем его туда-сюда, параллельно строим на угле полноценную схему для добычи угля твёрдотопливными бурами, запускаем самую первую электростанцию. А потом встаёт вопрос о сносе своих первых буров с печками и строительстве полноценной схемы на электрических бурах по всей площади рудника.

Логично, что мы заранее поблизости выстраиваем несколько первичных фабрик для переплавки железной и медной руды. Схема есть в статье «По пунктам о первой электростанции в Factorio». Затем, в руках собираем нужное количество электрических буров, деревянных ЛЭП и конвейеры. Сносим наши первые буры и печи. Ставим схему первичных буров и отстраиваем её:

1. Схема первичных буров полностью застроена и запущена.
1. Схема первичных буров полностью застроена и запущена.

На начальном этапе игры это всё, что нам необходимо чтобы продуктивно подчистую собрать ресурс с месторождения.

Здесь невыгодно будет использовать средние опоры ЛЭП, проще говоря – железные столбы. В статье «Энергетическая безопасность на ранних этапах игры в Factorio» есть подробное сравнение стоимости производства различных опор ЛЭП и общее время их создания. Но в нескольких словах: деревянные столбы дешевле во мно-о-ого раз чем железные. Поставив даже по три деревянных опоры ЛЭП вместо одной средней опоры ЛЭП – всё равно переплюнуть дешевизну деревянных не получится. Они выгоднее.

Добыча руды на поздних этапах игры.

Но вот мы уже обустроились, достигли хорошего научного развития и можем позволить себе продвинутую, так сказать, нормальную схему буров:

2. Схема буров на поздних этапах игры.
2. Схема буров на поздних этапах игры.

Эта схема экономически и эргономически выверена. Так же как и предыдущая схема первичных буров, эта схема ставится наложением на месторождение с максимальным захватом руды по всей области. Если месторождение меньше схемы по какому-то краю, то «лишнее», что «нарисовалось» за пределами месторождения, можно стереть правой кнопкой мыши или выделением (ALT + D). Если схемы по какому-то краю оказалось мало, а месторождение шире, то достроить вручную не составит проблем. Но только зачем? Берём эту же схему и сдвигаем на нужное расстояние чтобы накрыть оставшуюся часть рудника, так чтобы наша схема совместилась с уже установленными зданиями. Ставим. Подчищаем всё, что вылезло за края месторождения.

Почему не поставить вместо железных столбов деревянные как в предыдущей схеме первичных буров? Нет. Хотя деревянные опоры ЛЭП дешевле средних опор ЛЭП, но здесь этот фокус не пройдёт, так как мы используем подземные конвейеры, а они дорогие в производстве.

3. Только средние опоры ЛЭП. С деревянными увеличится количество подземных конвейеров, что удорожит схему.
3. Только средние опоры ЛЭП. С деревянными увеличится количество подземных конвейеров, что удорожит схему.

Между деревянными опорами ЛЭП расстояние значительно меньше, чем между средними опорами ЛЭП. Это значит, что подземные конвейеры будут устанавливаться чаще, чем со средними опорами ЛЭП. В общем объёме подземных конвейеров окажется больше, что сделает производство схемы намного дороже. И дешевизна деревянных столбов тут не спасёт.

Теперь разберёмся, почему такое странное соотношение модулей в бурах:

4. В бурах установлены 2 модуля производительности и 1 модуль скорости.
4. В бурах установлены 2 модуля производительности и 1 модуль скорости.

Сразу оговорюсь, что в моих схемах модули установлены максимального, третьего, уровня.

Если мы соблюдаем энергетическую безопасность, о которой я писал в статье «Энергетическая безопасность на ранних этапах игры в Factorio», то поначалу в бурах можно установить зелёные модули эффективности – они и потребление электричества снизят и за счёт этого электростанция будет меньше работать и меньше загрязнять окружающую среду. Но когда электричества хоть калошами черпай, а на загрязнение нам уже плевать потому что оборона крепче не куда, то и пора на нормальные модули переходить чтобы производство напряглось как следует.

Что нужно знать про красные модули продуктивности: они увеличивают количество производимого материала из того, что есть. То есть, простыми словами – производят дополнительную продукцию не требуя для этого больше ресурсов. Вот было у нас 1 яблоко, мы из него сделали 1 яблочное пюре. А с красным модулем из 1 яблока мы уже 2 яблочных пюре сделаем. Ну ведь круто? Но есть нюанс. Электричество они жрут дай боже, вот прям как не в себя. И скорость работы они снижают достаточно заметно. А ещё очень всё напрягают, отчего производство начинает больше загрязнять окружающую среду.

Что нужно знать про синие модули скорости: они просто допинг для любого производства. Может они и работают на очень крепком кофе, но результат просто поражает – скорость производства вырастает и продукция прёт как бабушкины пирожки на праздник. Но тоже есть нюанс. Электричество они жрут не хуже красных модулей.

Убедившись, что наша энергосистема выдерживает любые повышения нагрузки, а на загрязнение мы плевать хотели, начинаем устанавливать красные и синие модули сплошь и рядом во все буры. Если поставить только синие, то мы ускорим добычу руды, и всё что было быстро заполучим. А если поставить только красные, то мы получим всё что было плюс ещё сверху наковыряем бонусную руду за счёт модулей. Но скорость работы будет такая медленная, что можно идти вставать рядом и долбить киркой.

Итак, мы хотим выкопать всю руду, но сверху получить ещё немного руды в качестве бонуса, чтобы месторождение выдало нам больше, чем имеет. При этом мы не хотим терять скорость работы буров. Выходит, что 2 красных модуля продуктивности дадут дополнительное производство руды, но понизят скорость добычи, а 1 синий модуль скорости повысит эту пониженную скорость плюс добавит ещё немного скорости сверху.

В итоге мы получаем ожидаемую руду + дополнительную руду сверху в качестве бонуса + небольшое ускорение работы рудника.

Альтернативная схема рудников без опор ЛЭП.

Есть ещё один вариант построить схему рудников на месторождении. И эта схема ещё дешевле, чем предыдущая. Но она может быть только альтернативой, если размер месторождения не маленький. Схема подразумевает использование подстанций для подачи электричества, вместо опор ЛЭП.

5. В этой схеме все рудники запитываются электричеством с подстанций.
5. В этой схеме все рудники запитываются электричеством с подстанций.

Для такой схемы нужно собирать подстанции, для которых требуются красные улучшенные электросхемы. Устанавливается схема на больших месторождениях. Полностью отсутствуют любые опоры ЛЭП и подземные конвейеры, что сразу заметно удешевляет стоимость такой схемы в производстве.

Если ставить эту схему на небольшие месторождения, где часть буров не влезет, то по стоимости она начнёт приближаться к стоимости схемы на опорах ЛЭП. К тому же, не всегда красные улучшенные электросхемы доступны в большом объёме для свободного строительства чтобы распоряжаться ими как угодно. Иногда рациональнее будет строить схемы на средних опорах ЛЭП так как это чаще всего уже налажено в производстве.

Каждый игрок решит сам, что и в какой момент для него проще и удобнее.

Плотность застройки буров.

Это странная постановка вопроса: «Почему буры надо ставить вплотную друг к другу?». Обычно считается, что игрок не глупый и в школе изучал математику и физику, понимает что такое плотность и как получить определённый объём руды бόльшим количеством буров за меньшее время. Но на всякий случай объясню для тех, кто уроки в школе просто просиживал, с возрастом потерял способность размышлять, или просто начинающий игрок, ещё не успевший получить некоторый опыт в Factorio.

Если буров мало, их можно поставить на расстоянии друг от друга – тогда они будут собирать руду под собой и в поле доступа вокруг себя. Но если буров достаточно – их непременно надо ставить как можно плотнее друг к другу, тогда каждый бур будет собирать руду и под собой и под своим соседом, а сосед и под ним и под собой, и ещё под соседом с другой стороны.

При плотной застройке и при свободной неплотной застройке – буры будут давать руду с одинаковой скоростью, например, 0,5/с (на начальном уровне, без модулей). НО! При плотной застройке, например, 366 буров дадут – 183 руды в секунду одновременно. А при неплотной застройке 179 буров дадут одновременно всего лишь – 89,5 руды в секунду. Любой игрок с инженерным мышлением выберет плотную застройку для получения бόльшей отдачи с месторождения. При том, что количество буров задействованных в добыче не является неэкономным, даже при том, что их почти в два раза больше на плотно застроенном руднике. Ведь после окончания добычи игрок разбирает (или это делают за него дроны) постройку на месторождении и переустанавливает на другое месторождение руды. Фактически «переносной» набор инструментов для получения руды на протяжении всей игры.

Если же поставить буры неплотным порядком, и получать с добычи меньшее количество руды, то придётся занять ещё одно или два месторождения чтобы получать руду в количестве, равноценном добыче с плотной застройкой. То есть, придётся всё равно построить буров почти столько же. И при этом придётся построить дополнительную инфраструктуру для доставки руды со второго (а может и третьего) месторождения. Неэкономно!

Да, руда исчерпается быстрее на плотно застроенном месторождении. Но никто не отменял второе месторождение, и третье, и остальные. А в Factorio, месторождений – невозможно сказать сколько много. В реалиях игры быстрее и надёжнее получить много руды для достижения всех амбициозных целей – только плотной застройкой месторождений бурами.

Чертежи.

Чертёж первичных буров, чертёж буров, чертёж буров на подстанциях можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.

Также у статьи есть продолжение, где представлены модульные версии вышеупомянутых чертежей. Они компактнее, но требуют расстановки на местности.

-----------------------------------------

Прямая ссылка на чертежи из статьи: https://t.me/format_aa/105

-----------------------------------------

Подпишись на канал и узнавай больше +

#Формат_АА
#Factorio
#чертёж
#схемы
#бур
#модули
#руда