Статья про тонкости игрового процесса в игре Factorio.
В этой статье разбираются способы защиты электрической сети от блэкаутов на ранних этапах игры, защита от кратковременных перебоев в подаче электричества и некоторая энергоэффективность доступная игроку в самом начале.
-----------------------------------------
Важное замечание! Эта статья была написана для первой версии игры Factorio. Некоторые механики игры, предметы или их свойства могут не совпадать с текущей версией игры.
-----------------------------------------
Введение.
Каждый начинающий игрок на первых этапах проходит ускоренное ознакомление с электрикой в Factorio. Часто, быстро разобравшись в основах, строит простейшую электростанцию и продолжает увлечённо заниматься своей фабрикой. Но у некоторых, вдруг, происходят проседания электричества в сети. У кого-то электричество вырубается полностью или гаснет через определённые промежутки времени, восстанавливаясь, и снова погаснув на несколько секунд. Всё это пугает и вызывает непонимание у игроков, не имеющих полного представления о том, как на первых порах строить энергоэффективную электростанцию и запитывать её беспрерывно.
Для уверенности в безотказной работе электростанций достаточно усвоить ряд правил и соблюдать их по мере возможности. Тогда электричество будет подаваться с комфортной стабильностью, и даже хватит на питание вашего настольного ПК без розетки. Хотя нет. Этого, к сожалению, разработчики игры ещё не придумали.
Основные причины отказа от устойчивой работы электрической сети.
Начнём с того, что строительство фабрики происходит на чужой планете, заселённой местной фауной в виде жуков – кусак и плевак, и подземных червей. Жуки в первую очередь являются проблемой для работы всего нашего оборудования. Не только электрического, но и заводов и добывающих буров.
Отсюда имеем:
– Жуки.
При подаче угля или дерева в топки бойлеров игрок зачастую не контролирует регулярность и полноту их подачи. Кто-то ставит сундуки и манипуляторы, заполняет сундуки деревом и забывает пополнять их время от времени. У кого-то идёт конвейер с углём, но на ленте угля мало или поступает он неравномерно. А часто и вовсе добыча угля на руднике организована спустя рукава. Все проблемы с подачей топлива в бойлеры – это сильный удар по энергетической стабильности.
Таким образом, отмечаем:
– Плохая подача топлива.
Не только начинающие игроки, но и более опытные не до конца понимают принцип движения жидкостей по трубам и другим жидкостным объектам. Из-за глупой неразберихи воду в электростанцию могут подать с неверным давлением. Часть бойлеров будет запитана водой хорошо, часть будет испытывать нехватку воды. Как результат – пар вырабатывается не эффективно, паровые двигатели задействуются не на 100%, выработка электричества понижается.
Значит это:
– Плохая подача воды и неумелое управление паром.
Некоторые производства используются не рационально, или на некоторых производствах не применяются средства для экономии электричества на начальных этапах игры. Например, не всегда нужно использовать пакетный манипулятор (зелёный), если достаточно быстрого манипулятора (синий). Или, например, большое производство определённого продукта, в котором на данный момент нет срочной необходимости. Всё это плохой пример растраты электричества впустую.
И это отмечаем как:
– Нерациональное использование электричества.
Многие игроки очень радуются новым открывшимся научным достижениям и поскорее стараются обновить свои производства на фабрике. А некоторые изначально стремятся поскорее избавиться от твёрдотопливных манипуляторов, заменив их обычными электрическими манипуляторами (жёлтыми). Беда подкрадывается в таких случаях со всех сторон: при падении электричества в сети, тут же отключаются манипуляторы питающие бойлеры, отключаются электрические буры, добывающие уголь.
Поэтому:
– Неумелое применение предметов.
Основные причины влияющие на нестабильную работу электросети определили и отметили. Разберём их отдельно. Уделим особое внимание тем, что имеют непосредственное отношение к работе электростанций.
Жуки. Оборона фабрики, рудников, электростанций.
Эта статья не о защитных сооружениях и не о борьбе с жуками. Но особое внимание в самом начале хочется уделить всё же именно этой тематике. С ростом загрязнения окружающей среды жуки начинают атаковать всё, что вызывает у них боль, тоску и грусть. И очень хотелось бы чтобы это оказались мощные стены с турелями. Не надо забывать такой факт: при нападении на заводы, жуки разрушат конвейеры, манипуляторы, сборочные автоматы, и прочее. Производство остановится. НО! Оно починяется в будущем, и в сломанном виде не влияет на нашу энергетику.
Что произойдёт, если жуки случайно придут на электрическую станцию? Произойдёт поломка электрического оборудования, пропадёт электричество, остановится вся фабрика, а где-то и оборонительные сооружения. Дальше выживание становится под угрозу до восстановления электричества.
Не мудрствуя на начальном этапе игры выполняем ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: устанавливаем надёжную защиту вокруг электрических станций и путей доставки электричества на фабрику. Это могут быть аванпосты на самых опасных участках, первые доступные заградительные постройки в виде рядов каменных печей, каменный забор в один ряд, усиленные ряды турелей за любыми ограждениями вокруг электростанции. Это одиночные турели вдоль рядов деревянных ЛЭП, это отвлекающие турели с отвлекающими заграждениями.
Может быть построено что угодно и как угодно, главная цель этой работы – не дать жукам приблизиться к электростанции и опорам ЛЭП.
То же касается и насосов с трубопроводами, подающими воду в электростанции, угольных рудников и лент конвейеров, несущих уголь к бойлерам. Вся подающе-питающая инфраструктура защищается наравне с электростанцией.
Подробнее о защитный сооружениях можно прочитать в статье «Оборона в Factorio».
Первичная электростанция.
Все знают, что самая первая электростанция состоит из: насоса, подающего воду, бойлеров, нагревающих воду в пар, паровых двигателей, вырабатывающих электричество при помощи пара. Многие строят электростанции по наитию, не разбираясь что и как функционирует. Увидели где-то, повторили, заработало, ну и хорошо. Мало электричества? Строим ещё кучу всего, не осознавая достаточно этого или мало, надо это или не надо. Больше – это ведь всегда лучше?
У всего оборудования есть свои расчётные параметры. Соблюдая их, можно получать максимум электричества из того, что имеем.
Основные технические параметры электростанции можно сформулировать так:
- Насос, подающий воду всегда запитывает 20 бойлеров, не больше. Меньше можно, больше нельзя.
- Каждый бойлер при максимальной работе запитывает паром 2 паровых двигателя, не больше. Значит, к 20 бойлерам необходимо подключить 40 паровых двигателей. Меньше можно, больше нельзя.
- В каждой секции труб давление жидкости и пара падает при отдалении от источника. Соответственно, бойлеры располагаем как можно ближе к насосу чтобы уменьшить потери воды при доставке. Бойлеры располагаем вплотную друг к другу чтобы избежать лишних труб при получении воды (вода может перетекать из бойлера в бойлер без дополнительных соединений трубами) и отдаче нагретого пара. Паровые двигатели таким же образом компактно прижимаем друг к другу (тоже могут передавать пар друг в друга без подключения труб), а между ними и бойлерами устанавливаем паровые трубопроводы минимальной длины.
Запомнили: 1 насос = 20 бойлеров = 40 паровых двигателей.
Между паровыми двигателями устанавливаем деревянные опоры ЛЭП, в простонародье – деревянные столбы. Всего 20 штук, по 1 опоре ЛЭП на 2 паровых двигателя. Этого достаточно чтобы снимать электричество с паровых двигателей в общую электрическую сеть.
Здесь нужно сразу оговориться по поводу использования различных типов ЛЭП.
Почему-то большинство игроков автоматически меняют деревянные столбики железными, как только достигают необходимого научного развития. Замена деревянных опор ЛЭП на средние опоры ЛЭП (те самые железные электрические столбы) является экономически неоправданной мерой. Но всё же бегут на электростанцию, сносят деревянные опоры, ставят железные. Перепротягивают электрические линии новыми, железными опорами вместо деревянных. Объясняют это так: средние опоры ЛЭП имеют бόльшую протяжённость провода между опорами, чем деревянные. К тому же область охвата электричеством у средних опор шире, чем у деревянных.
Нельзя сказать, что эти показатели сильно лучше и средние опоры ЛЭП обязательно должны вытеснять деревянные опоры ЛЭП.
В некоторых, особых случаях средние опоры ЛЭП действительно являются более приемлемым вариантом для использования между рядами плотных производств, между рядами электрических буров, и так далее. Они охватывают то, что не способны охватить деревянные опоры. К примеру, именно две средние опоры ЛЭП способны покрыть электричеством шесть манипуляторов на разгрузке из вагона в сундуки, в то время как две деревянные не достанут манипуляторы в середине.
Сравним стоимость производства различных опор ЛЭП и общее время их создания:
Деревянная опора ЛЭП: 1 древесина + 1 медная руда (2 медных кабеля). Время создания 4,1 с.
Средняя опора ЛЭП (железный столб): 2 медная руда (2 медных плиты) + 12 железная руда (2 стальных балки + 4 железных прута). Время создания 78 с.
Большая опора ЛЭП: 5 медная руда (5 медных плит) + 29 железная руда (5 стальных балок + 8 железных прутьев). Время создания 3 мин.
По всему видно, что для деревянных опор нам требуется изготовить из 1 медной руды 1 медную пластину и из неё 2 медных проволоки. Затем соединить с 1 древесиной. Это самый дешёвый и быстрый вариант. К тому же, древесина на этой планете является для нас мешающим элементом. Часто деревья сжигают, вырубают, взрывают гранатами, давят танком и так далее. Деревья сильно усложняют процесс постройки фабрики, а очистка от деревьев занимает дополнительное время. Многие игроки даже ищут способы очистить сундуки хранения от ненужной древесины. Стоит ли упоминать о том, что всю срубленную древесину можно сжигать как дешёвое топливо, достающееся, фактически даром? Как строительный материал древесина является, практически, бесплатной. Используется при создании деревянных опор ЛЭП, деревянных сундуков.
Большая опора ЛЭП требует сразу 5 медных плит, изготовленных из 5 медной руды, ещё целых 29 железной руды для изготовления стальных балок и железных прутьев, что кстати, является отдельными производствами, выполняющимися друг за другом. И всё это плавится в одних местах, затем перековывается в других, затем передаётся в третьи. А тратится на создание одной такой опоры в общем 3 минуты. Но при очень большой трате ресурсов, электричества и времени создания – большая опора ЛЭП является выгодным инструментом передачи электричества на далёкие расстояния. Длина провода между двумя такими опорами окупает все наши страхи из-за высокой стоимости. Альтернативы для удобной передачи электричества на большой территории просто не подобрать. Можно заменить длинным рядом деревянных опор вдоль стены с турелями, где каждая опора запитывает электричеством манипуляторы заряжающие турели. Это дешёвый и подходящий способ распространить электричество вдоль периметра. Но нерационально протягивать линии деревянных опор через всю базу от производства к производству, вместо этого правильно будет применять большие опоры ЛЭП.
Что же касается средних опор ЛЭП, то это немножко дешёвый в производстве вариант, чем большая опора ЛЭП. При этом, всё так же расходуется много железной руды, в то время как деревянные вообще в ней не нуждаются, а меди тратится в два раза больше, чем в деревянных опорах. Стоит ли при таком раскладе по ресурсам и долгом производстве использовать средние опоры, там, где они всего лишь немного превосходят деревянные в протяжённости провода и охвате электричеством? Ответ очевиден: НЕТ. Это специфические элементы, использовать которые выгоднее по ситуации.
Плохая подача топлива.
Твёрдотопливные манипуляторы и деревянные сундуки.
Для подачи топлива в бойлеры устанавливаются твёрдотопливные манипуляторы, которые самостоятельно запитываются тем же самым топливом, которое перекладывают.
Некоторые игроки применяют простую схему установки: конвейер – манипулятор – бойлер:
Действия, которые производит твёрдотопливный манипулятор: 1) берёт с ленты уголь 2) закладывает уголь в себя 3) берёт уголь с ленты 4) кладёт уголь в бойлер. Затем долгое время повторяются по очереди пункты 3) и 4). Как в манипуляторе закончится уголь так сразу он повторяет весь процесс начиная с пункта 1).
Действия описанные выше знакомы всем игрокам. Но не все игроки предполагают ситуации, когда по ленте конвейера уголь может идти неравномерно, а то и через большие пустые отрезки. В таком случае, между процессом запитывания себя углём и процессом закладывания угля в бойлер может происходить громадная временная пауза. Возникают простои электростанции, падения электричества, «скачки» питания.
Логично сразу создать некий аккумулятор топлива из сундуков, который будет заполняться во время работы бойлера между очередными закладками угля. Такой сундук сможет отдать накопившееся топливо в случае прихода пустой ленты. Реализуется эта схема просто: с ленты твёрдотопливные манипуляторы берут уголь, кладут в деревянные сундуки (они, как и деревянные опоры ЛЭП, делаются из бесплатной древесины, и не требуют железной руды, при этом имеют неплохой объём), с деревянных сундуков другие твёрдотопливные манипуляторы берут уголь и перекладывают в бойлеры:
В случае прорыва обороны жуками и повреждения добывающего рудника или конвейерной ленты, всегда есть шанс успеть добежать до поломки и, отбив атаку, быстро восстановить сломанное, пока уголь используется из остатков, идущих по конвейеру и из заполненных сундуков.
Поэтому запоминаем ещё одно ПРАВИЛО: везде использовать буферы из сундуков для бесперебойного питания бойлеров, устройств и заводов.
Добыча угля на ранних этапах игры.
В самом начале игрок использует твёрдотопливные буры для добычи железной руды, медной руды, и угля (которым, в основном, и заправляет все твёрдотопливные буры). Для получения железной руды буры устанавливаются в ряд, прокладывается конвейер для получения железа, а уголь в буры игрок закидывает вручную. В добыче угля твёрдотопливными бурами игроки используют более хитрую схему запитывания буров на самих себя по кругу. Буры добывают уголь, складывают его в соседние буры, которые, на нём работают, добывая свой уголь, и затем складывают его в соседние буры. И так происходит по цепочке в одном замкнутом круге. Игрок вручную извлекает уголь из всех буров и уносит его для своих целей, пока буры продолжают добывать уголь и перекладывать друг в друга. Смотри схему 1 на рисунке 4.
Если требуется добывать уголь в промышленных объёмах, например, для электростанции, то используется более сложная схема, с передачей угля на конвейер. С конвейера, в таком случае, твёрдотопливные манипуляторы запитываются сами и запитывают добывающие твёрдотопливные буры. Смотри схему 2 на рисунке 4. Для того чтобы запустить эту схему достаточно забросить в самый первый бур (верхний в цепочке) немного угля. Первый бур запустится, выдаст уголь, начнёт запитывать манипулятор, который, в свою очередь добытым углём будет запитывать сам бур. Излишки угля пойдут по ленте к следующему манипулятору с буром. Запитается углём очередная пара манипулятор – бур, начнёт подавать уголь на ленту. И так по цепочке, пока все пары не включатся в работу. Недостаток схемы 2 в том, что если первый бур прекратит добычу, то уголь иссякнет на конвейере и противоположный бур тоже отключится без питания. Так во всей цепочке выход из работы одного бура может провоцировать выход из работы противоположного.
Чтобы не допустить случайных остановок в работе, сверху цепочки устанавливается один бур для регулярной подачи на ленту угля для запитывания манипуляторов и буров, которым не поступает уголь от противоположных буров, смотри схему 3 на рисунке 4. Но и эта схема «болеет» той же болезнью – если уголь закончится в самом этом верхнем буре, то гарантировать работу всех буров и манипуляторов в цепочке он не сможет.
Полностью рабочая схема из твёрдотопливных буров и манипуляторов показана на схеме 4 рисунка 4. Буры питают друг друга и манипуляторы по конвейеру, а на выходе из цепочки буров на конвейере стоит разделитель. Часть угля уходит по ленте в электростанцию, а часть поднимается наверх, к первому буру и снова входит в конвейер. Таким образом, даже при работающем любом одном буре уголь всё равно будет идти по ленте и может запустить случайно остановившиеся манипуляторы и буры.
Теперь, имея готовую рабочую схему можно застроить залежи угля твёрдотопливными бурами и собирать уголь в огромных объёмах без использования электроэнергии:
Для кого-то это может показаться смешным, так как «незачем заморачиваться с неудобными бурами и манипуляторами, когда есть нормальные электрические буры».
Электрические буры «кушают» электричество, как бы внезапно это не звучало. При резком проседании электричества, электрические буры остановят добычу. Лента пойдёт пустой. До восстановления электричества буры будут простаивать, лента не будет заполняться. Когда буры заработают, на электростанцию придёт пустая лента и электричество снова пропадёт. Буры снова остановятся. Когда до электростанции дойдёт тот кусочек ленты, который заполнен углём, вся лента уже будет пустая. Буры включатся и проработают несколько секунд, ровно столько, сколько будет гореть этот пришедший уголь. Затем всё встанет надолго. И так пока совсем подача электричества не прекратится.
С твёрдотопливными бурами и манипуляторами этого не случится, они будут работать на том угле, который сами же и добывают. Стоит учесть, что добывают уголь они в два раза медленнее электрических буров, и загрязняют окружающую среду немножко сильнее. Но зато они не требуют электричества, а сразу забирают уголь, который на это самое электричество мог израсходоваться. Поэтому ПРАВИЛО: максимально использовать твёрдотопливные буры и манипуляторы для добычи угля на первых этапах игры для отказа от большого потребления электричества и обеспечения бесперебойного питания электростанции.
Но на рисунке 5 всё поле заполнено бурами и конвейерами, а как же лента, исходящая снизу вверх и пополняющая конвейер углём как на схеме 4 рисунка 4?
В этом нет никакой сложности. Собираются все конвейеры, выходящие внизу, и объединяются в одну шину, с которой отбирается уголь на отдельную ленту, уходящую вверх.
Над месторождением подпиточная лента делится разделителями на нужное количество ответвлений, и они соединяются со всеми конвейерами. Поток, идущий по этой подпиточной ленте, не обязательно должен быть полным, достаточно чтобы хоть сколько-то угля проходило через какое-то время. Наглядно на установку буров и соединение ковейерами можно посмотреть в пошаговой статье: «По пунктам о первой электростанции в Factorio».
Если вы любитель эффектного запуска своих фабрик, то вот для вас приятная изюминка: застройте угольное месторождение твёрдотопливными бурами с твёрдотопливными манипуляторами плотными рядами как на картинке 5. Проведите от угольной шины подпиточную ленту как на рисунке 6, и соедините ответвлениями со всеми конвейерами. Когда всё будет закончено, киньте на подпиточную ленту немного угля и смотрите как с эффектом «домино» будут потихоньку запускаться все ваши буры пока всё поле не задымит в 100% работе.
Плохая подача воды и неумелое управление паром.
Один насос берёт воду из водоёма и подаёт её по трубам в электростанцию. Если установлены 20 бойлеров, то этот один насос, теоретически, должен обеспечить их полной загрузкой. Фактически это бывает не всегда так. Главная ошибка, почему воды поступает меньше – длина труб.
Давайте запоминать:
- Каждая секция труб «забирает» себе часть жидкости и снижает давление.
- Давление в каждой следующей секции меньше, чем в предыдущей.
- Чем длиннее труба – тем больше в ней секций – тем меньше давление жидкости и заполнение в конце трубы.
- Давление и заполнение жидкостью в трубе можно повысить, используя помпу, но на первоначальных этапах игры она не доступна.
- Подземная труба состоит из двух секций: входящей под землю и выходящей из-под земли.
- Независимо от длины подземной трубы она продолжает состоять всего лишь из двух секций.
- Понижение давления в двух секциях подземной трубы не являются критичными, в то время как в обычной трубе той же длины много секций и давление снижено.
Если мы построим два одинаковых по длине участка из труб, то при равном расстоянии подземная труба будет состоять из 2 секций, а обычная труба из 11 секций:
Первый вывод: электростанция не должна находиться далеко от воды. Насос должен передавать воду сразу в бойлеры. Этого можно достичь либо минимальной длиной трубы, либо использовав подземную трубу, если уж не удаётся «приблизить» электростанцию вплотную к насосу.
Второй вывод: трубы (не подземные) между бойлерами и паровыми двигателями должны быть минимальной длины для скорейшей передачи пара без потерь.
Вывод на будущее: когда будет достигнуто научное развитие позволяющее создавать помпу, можно будет использовать помпы повсеместно для передачи жидкости и пара на большие расстояния через подземные трубы.
На простой угольной электростанции не требуется хранить запас воды в резервуарах как в аккумуляторах. Насос, качающий воду из водоёма, имеет большую мощность и позволяет справляться с подачей воды бесперебойно. Но имеет смысл использовать резервуары для пара. Отработавший в паровых двигателях пар накапливается в моменты некоторого простоя электростанции. Стоит создать резервуары, если наука уже достигла этой технологии, и поставить их после паровых двигателей. Весь избыточный пар выйдет туда и будет храниться про запас. Если случится резкий скачок потребности в электричестве, то электростанция не будет простаивать несколько секунд, накапливая пар из бойлеров, а сразу возьмёт его из резервуаров прямиком в паровые двигатели. Так же запас пара поможет паровым двигателям проработать дольше, пока происходят перебои с топливом в бойлерах:
Резервуары можно объединить. Можно объединить паровые двигатели трубой и без резервуаров. Что это даёт: в случае, когда одно плечо конвейера хоть как-то заполнено углём, а другое совсем пустое – часть бойлеров простаивает без топлива, но через соединение паровых двигателей пар всё равно поступает в это плечо электростанции, позволяя частично запустить эту сторону.
На заметку: иногда игроки не могут понять отчего не все бойлеры работают при максимальном давлении воды. Вода поступает отлично, нареканий нет ни к трубам, ни к насосу. Топливо поступает также непрерывно и в полном объёме. Только вот часть электростанции простаивает. Работают от силы несколько бойлеров, и поэтому паровые двигатели запитываются паром частично. При этом на экране информации электрической сети ясно видно, что «Обеспечение» электричеством и «Производство» показывают одинаковое количество используемой и производимой электроэнергии, а «Производство» не поднимается выше, хотя и могло бы, так как часть бойлеров, если запустятся, выдадут дополнительное электричество.
В этом случае можно успокоиться и расслабиться: для обеспечения требуется определённое количество электроэнергии, вот ровно столько электростанция и вырабатывает её. Чтобы не тратить впустую ресурсы, некоторые бойлеры простаивают, если не требуется давать энергии больше. Не стоит переживать – как только на фабрике появится максимальный запрос на энергию – электростанция запустит все свои бойлеры и запыхтит всеми паровыми двигателями.
Нерациональное использование электричества и неумелое применение предметов.
Манипуляторы.
Итак, мы дошли до этого вопроса: «Зачем менять твёрдотопливные манипуляторы в электростанции на обычные электрические (жёлтые)?»
Почему-то все производят замену.
Зачем?
Глупейшее оправдание: «Теперь есть электричество, незачем использовать устаревшие манипуляторы. К тому же они жрут уголь».
Я уже упоминал в этой статье о нерациональном использовании электрических манипуляторов внутри электростанции и электрических буров на добыче угля (особенно на первых этапах игры). Любая безопасность должна подразумевать БЕЗОПАСНОСТЬ, а не надежду, что всё будет работать хорошо.
Итак, будем повторяться и уточнять: твёрдотопливные манипуляторы не являются «устаревшими» никогда, даже на поздних этапах игры. Они всего-навсего работают по другой технологии – запитываются твёрдым топливом, а не электричеством. Скорость поворота у них низкая, но они и не используются в больших производствах. Они, в основном, используются как раз для подачи топлива или, иногда, для перекладывания топливных ресурсов там, где не требуется скорость. Это медленные, но надёжные манипуляторы, не зависящие от электричества. Можно сказать, что триггером к началу работы таких манипуляторов является пришедшее по конвейеру топливо. Манипулятор загружает его в себя, затем работает. Топливо на конвейере кончилось – манипулятор не использует топливо во время простоя.
В момент внезапной нехватки электричества любые манипуляторы останавливаются, так как работают на нём. Твёрдотопливные манипуляторы продолжают подавать топливо в бойлеры как ни в чём не бывало – они работают без электричества. Это и есть залог надёжной работы электростанции.
Теперь снова о твёрдотопливных бурах.
Допустим, наша электростанция выдаёт 2 условные единицы электричества. Одну условную единицу электричества мы потратим на электрические буры, добывающие уголь. Вторую условную электрическую единицу мы потратим на электрические буры, добывающие железную руду. А теперь встаёт проблема: где взять третью условную единицу электричества чтобы построить фабрику по переплавке железной руды в железные пластины и стальные балки? Строить дополнительную электростанцию?
Рациональнее будет изначально не создавать электрические буры для угольного месторождения, а создать твёрдотопливные буры. Твёрдотопливные буры дешевле в производстве, не требуют зелёных микросхем для создания, а в работе не используют электричество. Дешевле, выгоднее, эффективнее.
В результате получим: на добычу угля твёрдотопливными бурами тратится 0 условных единиц электричества, на добычу железной руды электрическими бурами уходит 1 условная единица электричества, на переплавку руды ещё 1 условная единица электричества. В условные параметры, выдаваемые нашей электростанцией, вложились без дополнительных затрат электроэнергии!
О предметах.
Очень много говорится о том, что деревья – сорняк на планете, их надо сжигать, вырубать или взрывать. И на это иногда тратят лишние средства, как, например, топливо для огнемётов или гранаты. А ведь имеется ещё вариант уничтожения древесины – рубить деревья дронами и складывать в синие сундуки запроса (либо забирать из уже заполненных жёлтых сундуков хранения), затем подавать в печи или на производство. Древесина быстро сгорает, не успевает создать крупный завал на хранении. При этом зачем тратить электричество на перекладывание всей накопившейся древесины, идущей на уничтожение? Можно все манипуляторы установить твёрдотопливные. Пускай древесиной запитывают сами себя, и заодно перекладывают древесину из сундуков в топки. Такой манипулятор не требует при создании зелёных микросхем, а значит, дешевле в производстве, чем обычные жёлтые манипуляторы.
Примерно такое же отношение должно быть и в производстве. При изготовлении деревянных опор ЛЭП, запросим древесину в синий сундук и будем подавать её твёрдотопливным манипулятором:
Естественно, и производство часто используемых в качестве буфера деревянных ящиков может иметь твёрдотопливный манипулятор:
Таким же образом в начальных производствах куда дешевле будет одну сторону фабрики ставить из твёрдотопливных манипуляторов для подачи руды и угля в топки печей:
Стоит упомянуть и о модулях эффективности (зелёных). Они позволяют снизить потребление электричества бурами, заводами и печами.
Если производство электроэнергии в кризисном состоянии, то вероятно, установленные модули эффективности помогут снизить нагрузку на электрическую сеть.
Перепроизводство является ещё одним камнем преткновения в фабриках. Непонятно для каких целей игроки сразу ставят очень большие фабрики «с запасом на будущее», которые выпускают слишком много определённой продукции, не имеющей острого спроса. Электричество растрачивается зря. Например, можно до эпохи полной энергонезависимости строить мелкие копии фабрик для штучного производства. При реальной нехватке продукции не будет сложным достроить ещё одну такую фабрику.
Неэкономичность вызывается и применением более сложного оборудования. Мало того, что это оборудование стоит дороже в производстве и требует больших ресурсов, так и расход электричества вырастает в разы. Как первый пример: класть в печи железную руду можно жёлтым манипулятором, забирать готовые пластины так же жёлтым манипулятором. Скорость выплавки вполне позволяет жёлтым манипуляторам справляться при их скорости разворота. Если жёлтый конвейер был заменён на синий, то вместо жёлтого манипулятора можно применить синий чтобы он успевал схватить руду с быстробегущей ленты. Но ставить везде зелёные пакетные манипуляторы в надежде, что они ускорят работу фабрики – бессмысленно. Их производство само по себе затратно по сравнению с жёлтыми манипуляторами, да ещё и электричество они расходуют активнее. В качестве второго примера можно назвать сборочные автоматы. Стоимость создания каждой более обновлённой модели стоит во много раз дороже, а затраты электроэнергии по отношению к предыдущей модели вырастают в 2 раза. Но, опять же, если оправдана замена серых автоматов на синие, а потом и на зелёные при производстве шестерёнок или проволоки, то нет смысла использовать их в мелких нуждах, таких как производство деревянных опор ЛЭП, фонарей, комбинаторов, сундуков и прочего. В не пиковые моменты такие производства, построенные на дешёвых сборочных автоматах, успевают создать и складировать продукцию в сундук с лихим запасом.
Ну, и последнее. На средних и поздних этапах игры игрок может строить сборки из аккумуляторов для хранения излишков электроэнергии и сборки из солнечных панелей для получения днём бесплатной электроэнергии. Но это не тема текущей статьи.
Итог.
В самом начале игры электричество необходимо беречь, электростанцию строить наиболее эффективными способами, производства делать экономными. Повсеместно использовать деревянные опоры ЛЭП, твёрдотопливные манипуляторы или обычные жёлтые манипуляторы, не прибегая к излишним апгрейдам. Электростанцию, опоры ЛЭП, рудники с углём защищать. Воду подавать на максимально короткую дистанцию. Всё, что возможно – применять не электрическое.
И особенно важно – следить за состоянием подачи электроэнергии чтобы иметь представление о нуждах производств. Для этого достаточно щёлкнуть по любой опоре ЛЭП и открыть экран с информацией электрической сети:
Все рассмотренные в статье примеры – лишь примеры для подражания и использования в других подобных ситуациях. Фантазия и изобретательность должны подсказать игроку все возможные варианты уже по ходу самой игры.
Схемы.
Схемы первичной электростанции и первичных буров на угле можно скачать в текстовых файлах в моём канале Telegram.
-----------------------------------------
Прямая ссылка на схемы из статьи: https://t.me/format_aa/90
☕️ Если вы хотите угостить меня кофе или вкусняшкой за старания, сделать это можно с помощью доната: https://boosty.to/format_aa/donate
-----------------------------------------
Подпишись на канал и узнавай больше +
#Формат_АА
#Factorio
#схемы
#электростанция
#манипулятор
#бур