Найти тему
724 подписчика

Нетленные Основы меняющихся форм в искусстве. От чего зависит жизненность. Гениальность в искусстве

Фото автора
Фото автора

Перед всеми областями деятельности в настоящее время стоит задача переосмысления критериев качества. Одна Эпоха сменяет другую, и человечество, оставляя всё наносное, "берёт" в будущее лишь то, что достойно Будущего. Искусство тоже заново осмысливает свои ценности.

Основы искусства – это те инициирующие истины, принадлежащие к Миру Высшему – Идеи, которые явили все существующие формы искусства и могут явить новые. Формы меняются, но Идеи - основы принадлежат Миру высших энергий: находясь в непрестанном движении, эти высшие начала нетленны. Надо обратиться к платоновскому пониманию "Идей", чтобы понимать разницу между "вечными" началами – Идеями и изменяющимися возможностями их воплощения.

Искусство, являясь во всех своих видах меняющимися формами выражения Красоты, выполняет свою миссию лишь до тех пор, пока сохраняется это восходящее устремление – воплощать Прекрасное: доносить до Мира физического "дыхание" Миров Высших. (Это философская "нота", но именно презрение к философии, объясняющей нетленные основания меняющейся действительности, сделало "плоскими" многие знания и обеднило мир искусства.)

Как говорил Великий Платон, ничто не может быть быть прекрасным само по себе, но прекрасно в той мере, в которой приобщено к Идее Красоты. Иными словами, творческий процесс в искусстве должен быть духовно устремлённым – в те Сферы, где явлена Красота Высших Миров, где, не подверженные разрушению, царящему в низших сферах, пребывают нетленные огненные реальности.

Понятие "вечное искусство", "нетленные" шедевры искусства – вполне выражают не только главный критерий качества в искусстве, но и определённо говорят о природе настоящего искусства, прямо указывая, что лишь те творения, в которых авторам удалось выявить эти высшие начала, принадлежащие к Высшим Сферам Действительности, остаются не подверженными меняющимся условиям текущего времени.

Эти меняющиеся "условия" времени (особенности мировосприятия новых поколений, ритмы жизни, формы мышления и соответствующие им внешние критерии красоты) могут влиять на формы творений, на формирование методов и средств выражения в искусстве, "утончая" (или огрубляя) его выразительные возможности. Но главный критерий истинно великого произведения неизменен – степень воплощения Красоты, явленной на Высших уровнях Действительности.

Для одних, хотя они и тонко чувствуют Прекрасное, ещё необходимо понять, что эти Высшие Планы Бытия действительно существуют, для других, увы, – "что тонко, что грубо – всё едино", ибо они не руководствуются чувством прекрасного в духе своём…

Каждое из искусств имеет свою базу мастерства, к "секретам" которого приобщаются все имеющие способности и трудолюбие. Но создание действительно значительного произведения зависит не только от уровня овладения мастерством (которое, безусловно, необходимо), но и от степени одухотворённости сознания – от приобщённости сознания к Сферам Красоты. Именно из этих Светоносных Сфер черпают вдохновение истинные гении искусства.

Обращаясь к знанию о человеке, надо сказать, что в бессмертном духе (духовной Индивидуальности) хранятся все "наработанные" в воплощениях способности и качества. И без таких качеств, как устремление духа к высшей Красоте, самоотверженность, любовь к красоте и Миру Высшему, сердечность, "гениальность" не может образоваться.

Если говорить о том, что является миссией Искусства, то, с учётом разности в развитии людей, его задача, с одной стороны – воплощать Прекрасное, с другой – просвещать человечество, возвышать сознание и чувства до потребности в истинной Красоте. Чтобы как можно больше людей "пробудили" в себе внутреннюю, присущую духу "ноту" критерия истинной красоты.

Поскольку эта высшая Красота есть выражение Истины в чувстве, понятно, почему столь необходимо всему человечеству прекрасное искусство. Не только жизнь расцветает в результате утончения в людях чувства красоты, но и познание, и созидание – всё зависит от этой способности – посредством одухотворённого чувства приобщаться к Миру Идей…

Искусству сегодня надо переосмыслить себя, поскольку очень утвердилась задача "впечатлить" вместо сущностной цели искусства – "вдохновлять": одухотворять сознание, очищая восприятия и пробуждая совесть.

С этими целями великие Артисты Древности шли исполнять в гущи народа, "обращаясь" к чувствам народа в самой жизни. Так и сейчас настало время, когда искусство необходимо не как развлечение, не как "клубные" удовольствия, но как очищающая и возвышающая энергия – истинный Огонь Жизни, от которого зависит то, что именуется жизненностью – во всём.

"Песнь, звук и цвет не должны быть запертыми в искусственных теплицах. Эти ценности должны сопровождать жизнь, анонимно окружая народ лаской красоты.
Великий артист Ашвагхоша предпочёл базар и площадь, чтоб найти путь к народному сердцу. Красота научит устремлению" ("Община", 224).

Автор статьи Гореликова М. В.