Найти тему
Московские истории

Паустовский: Серый домик в Кузьминском парке

Николай Иванов

Константин Паустовский. Источник https://orenburgkniga.ru.
Константин Паустовский. Источник https://orenburgkniga.ru.

Я из 1960-х. Живой интерес к творчеству Паустовского я вынес ещё из стен школы, в младших классах мы часто писали сочинения по "Мещёрской стороне." Прошли годы. Я познакомился с его уникальным творческим наследием. Многое в нем связано и с Москвой. Например, в юности Константин Георгиевич работал вожатым, а затем кондуктором трамвая:

Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных, почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времен моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве.
Переполненный трамвай - типичная картина московских улиц в период Первой Мировой войны, на фото поезд Ф+1209, впереди видны Красные ворота, фото из журнала "Искры" (№40, 15.10.1917). Источник: https://transphoto.org/photo/406482/?&lang=uk.
Переполненный трамвай - типичная картина московских улиц в период Первой Мировой войны, на фото поезд Ф+1209, впереди видны Красные ворота, фото из журнала "Искры" (№40, 15.10.1917). Источник: https://transphoto.org/photo/406482/?&lang=uk.
Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на
рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди.
Миусский трамвайный парк на открытке 1905-1906 г.г. неизвестного издателя. Тогда он ещё назывался конно-железнодорожный парк. Из коллекции Наиля Мустафина.
Миусский трамвайный парк на открытке 1905-1906 г.г. неизвестного издателя. Тогда он ещё назывался конно-железнодорожный парк. Из коллекции Наиля Мустафина.
Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег. Особенно если мы работали на "медной линии". "Медной линией" называлась линия "Б", проходившая по Садовому кольцу. Кондукторы не любили эту линию, хотя москвичи и называли ее с умилением "Букашкой". (К. Паустовский, "Повесть о жизни").

На Тверском бульваре, на месте нынешнего здания ТАСС, стоял двухэтажный дом, в котором в 1917 году жил Константин Паустовский:

«В Москве я поселился в двухэтажном доме у Никитских ворот. Дом этот выходил на три улицы: Тверской бульвар, Большую Никитскую и Леонтьевский переулок. С четвертой стороны он был вплотную прижат к глухой стене — брандмауэру шестиэтажного дома».
"На Тверском бульваре, на месте нынешнего здания ТАСС, стоял двухэтажный дом, в котором в 1917 году жил Константин Паустовский". Этот дом виден справа на открытке 1904-1909 г.г. Из коллекции Наиля Мустафина.
"На Тверском бульваре, на месте нынешнего здания ТАСС, стоял двухэтажный дом, в котором в 1917 году жил Константин Паустовский". Этот дом виден справа на открытке 1904-1909 г.г. Из коллекции Наиля Мустафина.

Паустовский вспоминал, как проснулся однажды ночью: "Нарастающий резкий вой пронесся на уровне выбитых окон, и тотчас с длинным грохотом обрушился угол дома у Никитских ворот..."  Это било "прямой наводкой по Никитским воротам орудие, поставленное у памятника Пушкину... Так начался в Москве... октябрьский переворот».

На открытке неизвестного автора - замыкавший Тверской бульвар дом князя Гагарина. Из коллекции Наиля Мустафина.
На открытке неизвестного автора - замыкавший Тверской бульвар дом князя Гагарина. Из коллекции Наиля Мустафина.

Однажды, когда я в очередной раз перечитывал "Повесть о жизни", мне захотелось выяснить, где находится могила великого писателя. Так я узнал, что похоронен он в 1968 году Тарусе, а в Москве, в Кузьминках, существует музей его имени (улица Кузьминская, 8).

Датой основания музея считается 1975 год.
-6
В 1987 году музей разместился в памятнике деревянной архитектуры XVIII века, относящемся к усадьбе князей Голицыных «Влахернское-Кузьминки», в «Доме садовника» («Серой даче») и был назван Литературный музей-центр K. Г. Паустовского.
Из коллекции Наиля Мустафина.
Из коллекции Наиля Мустафина.
В 2019 году переименован в «Музей К. Г. Паустовского». С 1992 по 2017 годы музей издавал культурно-просветительский и литературно-художественный журнал «Мир Паустовского», что в музейной практике достаточно редкое явление.
Народный Музей К. Г. Паустовского. Слева Илья Ильич Комаров – один из основателей музея. Источник https://vk.com/wall-72799344_4459?ysclid=ls91fryzcx657382468.
Народный Музей К. Г. Паустовского. Слева Илья Ильич Комаров – один из основателей музея. Источник https://vk.com/wall-72799344_4459?ysclid=ls91fryzcx657382468.

Летним вечером я переступил порог двухэтажного серого домика, спрятавшегося за густыми кронами деревьев в Кузьминском парке. Посетителей не было. Ко мне вышла приятная женщина, представившаяся экскурсоводом. Мы медленно ходили по комнатам со скрипучими половицами и беседовали о творчестве писателя.

Мне очень понравились фото детских лет К. Г., и я поинтересовался, нет ли копий. Удивившись, она посоветовала обратиться к директору музея. Я поднялся по скрипучей деревянной лестнице, рядом с которой, на половичке, стояло блюдечко с молоком, и оказался в большой светлой комнате - кабинете. Так мы впервые встретились с Ильей Ильичем Комаровым - замечательным человеком, бывшим военным инженером, биографом и преданным почитателем творчества писателя.

Илья Комаров в Тарусе. Источник: https://tzoloff.livejournal.com/16422.html.
Илья Комаров в Тарусе. Источник: https://tzoloff.livejournal.com/16422.html.

Мы беседовали о жизни и книгах Паустовского. Илья Ильич оказался самой настоящей "ходячей энциклопедией". Спустя некоторое время он начал молча... накрывать на стол. Перехватив мой удивлённый взгляд, он только махнул рукой.

Не заметив, как пролетело время, мы проговорили до окончания рабочего дня. Перед тем, как уйти, я сделал несколько снимков на память:

Илья Ильич Комаров. Фото автора.
Илья Ильич Комаров. Фото автора.

Потом я неоднократно навещал Илью Ильича, вплоть до его несвоевременной кончины в 2009 году.

А здесь исследования Яны Журавлевой о жизни другого писателя - Вениамина Каверина: