Найти тему
Скифская площадь

КИНОкоШКА: «Одержимость» — этот фильм не о джазе

Продолжаем пополнять кинораздел нашей "Скифской площади" под названием КИНОкоШКА. Рад, если кому-то нравятся мои рецензии.

«ОДЕРЖИМОСТЬ»
(WHIPLASH, 2014, РЕЖ. ДЭМЬЕН ШАЗЕЛЛ). IMDb 8.5

Постер фильма
Постер фильма

Следующий фильм этого франко-американского режиссера, сценариста и продюсера, «Ла-ла Ленд» (2016) возьмет «Оскара» в шести номинациях. И Дэмьен Шазелл войдет в историю как самый юный лауреат этой премии в категории «Лучшая режиссура» (31 год). Успех «Ла-ла Ленда» и Дэмьена Шазелла на «Оскаре» был абсолютным — фильм был представлен в 14 номинациях, повторив рекорд «Титаника» (1997) и «Всё о Еве» (1950).

Отчасти (я так думаю) этот феноменальный успех связан и с общей «неурожайностью» этого года на киношедевры. Из картин 2016 года я бы без всяких оговорок отметил только «Патерсона», удивительно тонкий и воздушный фильм Джармуша, который, безусловно, останется в киноискусстве. Но «Патерсон» не для «Оскара», он для людей.

На сегодняшний день можно выделить три картины Шазелла, которые уже обеспечили ему мировую известность и ввели в обойму самых востребованных режиссеров нашего времени. Помимо «Ла-ла Ленда» и «Одержимости» очень хорошо был принят и публикой и критиками «Вавилон», где режиссер продолжил совершенствование своего киноязыка, начатое в предыдущих картинах, но уже без ограничения в бюджете и участии звезд.

Три кита Шазелла: «Одержимость», «Ла-ла Ленд», «Вавилон»
Три кита Шазелла: «Одержимость», «Ла-ла Ленд», «Вавилон»

Но началось все с короткометражки 2012 года «Одержимость», в которую согласилась, на свой страх и риск, вложиться сама кинокомпания. Короткометражка была замечена, взяла IMDb 7.8, и была развернута (с полным пересмотром визуальной концепции) в полновесный одноименный фильм, получивший зашкаливающий коэффициент IMDb 8.5

Дэмьен Шазелл на вручении Оскара
Дэмьен Шазелл на вручении Оскара

8.5 — это уже не про качество, это уже означает, что народ очарован этим фильмом. Вот, например, несколько фильмов с подобным рейтингом (для сравнения):

  • Терминатор 2: Судный день (1991)
  • Пианист (2002)
  • Новые времена (1936)
  • Психо (1960)
  • Гладиатор (2000)
  • Назад в будущее (1985)
  • Зелёная миля (1999)
  • Интерстеллар (2014)
  • Леон (1994)

Ко многим из этих фильмов частенько прибавляют слово «культовый», то есть — формирующий эстетику кино.

Критика добавила в этот список и фильм «Одержимость», вручив ему три премии BAFTA, один «Золотой глобус» и три «Оскара», в категориях «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший звук», «Лучший монтаж». Эти «Оскары» можно считать «второстепенными» (в отличии от следующего фильма Шазелла), но три «Оскара» для юного режиссера-дебютанта — это три «Оскара». А для кинокомпании 3 вложенных миллиона долларов обернулись в 49 миллионов кассовых сборов.

Сама история создания этого фильма напоминает историю из голливудского фильма:

Будучи студентом, Дэмьен играл на ударных в джазовом коллективе и из-за жестокости руководителя оркестра потерял аппетит и сон, заработав серьезный невроз на этой почве.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Преодолевая этот невроз, разбираясь со своей психической проблемой, парень пишет сценарий о своем триггере, потом снимает по нему короткометражку, потом полный метр и на следующий день «просыпается знаменитым» — богатство, слава, овации, звание «молодого гения», приглашения на самые популярные ток-шоу…

Такая современная сказка про Золушку, или «Американскую мечту», если угодно…

А наутро пришла Слава
А наутро пришла Слава

И что-же здесь не так? Почему я не прыгаю от восторга после просмотра этого фильма, как ожидается от фильма с таким рейтингом?

Наткнулся на свои ощущения, которые я записал в дневничок сразу после просмотра этого фильма, где я как раз пытался разобраться с этим вопросом.

Почитаем?

Этот фильм можно смотреть, А можно и не смотреть. Обозреватель"Медузы" Лев Ганкин
(использующий, кстати, смешное выражение «впередсмотрящий американский джаз») подтвердил мое ощущение, что фильм, позиционирующийся как «про джаз» — вовсе не про джаз. Джаз в нем выступает как некая декорация для определенной истории или моралите. И таких фильмов много в других декорациях — про сёрферов, спортсменов, балерин, про войну или умирающих от страшной болезни…

Это не хорошо или плохо, это не минус, но интерес здесь может вызываться именно антуражем, если убрать его — что останется от фильма? Как отличить его от сотен других весьма добротно и профессионально сделанных картин, которые ежегодно выходят в мире? Никак. Хотя к самому фильму претензий нет.

Поэтому фильм можно смотреть, а можно и не смотреть. Я посмотрел. Свое определенное удовольствие получил, потому что тема близка. Тем более, что рассказанную в фильме историю (с некоторой натяжкой, правда) можно отнести к жанру «псевдо-документалистики» — это когда что-то подобное в общих чертах произошло, а остальное можно смело додумать в нужную сторону.

Додумывание в нужную сторону вылилось в то, что американская кинокритика абсолютным большинством назвала фильм «Одержимость» лучшим фильмом 2014 года. Хотя кое-кто и высказал отдельные замечания в связи со спорной трактовкой образа тирана — руководителя оркестра.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Судя по следующему фильму («Ла-ла Бэнд») режиссер Дэмьен Шазелл становится записным «джазовым» режиссером — и это уже титул и это зря. Подозреваю, что «джазовый» «Ла-ла Бэнд» — тоже не про джаз.

Не претендую здесь на какую-то объективность. Безымянный рецензент сайта film. Ru пишет:

«Более живой, сложной и адреналиновой ленты в этом жанре сложно себе представить, поэтому откиньтесь на спинку кресла, расслабьтесь и приготовьтесь к музыке. Здесь будет Джаз до последней капли крови.»


Не знаю… Мне ближе показался пассаж из статьи Льва Ганкина:

«Герои Шазелла так убедительно транслируют тоску по „чистому искусству“ — концепту, благополучно скончавшемуся в XX веке и почти невозможному в сегодняшней ситуации тотального культурного кровосмешения, — что почти не остается сомнений: это и авторская тоска. 30-летний режиссер, надежда Голливуда, оборачивается заправским пассеистом — поборником „традиционных ценностей“, человеком, чьи представления о прекрасном примерно созвучны цитате из разговора двух пассажиров плацкартного вагона в мультсериале „Масяня“: „А я-то в советские времена о-о-о-о-о! — А я-то в советские времена у-у-у-у-у!“»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Точный перевод названия фильма: Whiplash — кнут, хлыст, работа из-под палки. «Одержимость» — на мой взгляд — вполне адекватный перевод.

Формально название фильма отсылает к названию одноименной джазовой композиции Хэнка Леви, которую герои разучивают большую часть фильма.

Неформально — к ситуации дрессировки, а не тренировки, которая на пути в Победе требует (что в музыке, что в спорте, что где-либо еще) выжечь из человека все лишнее, что может мешать стать Победителем, превратить полноценную многогранную личность в меч, заточенный лишь для одной только цели. Но — заточенный безупречно.

Не самое страшное, если таким деспотом оказывается учитель (тренер, дирижер). Хуже, когда таким деспотом для себя выступаешь ты сам.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Такой посыл считывается из этого фильма. Но фильмов с таким посылом — много, с самым разным воплощением в самых разных сюжетах. И потому (на мой взгляд) этот фильм можно посмотреть, а можно и не смотреть.

***
Эти мои впечатления были написаны во времена, когда фильм только вышел и был «на слуху», когда, после успеха «Ла-ла Бэнда», все стали пересматривать «Одержимость» и снова ей восхищаться.

Сейчас прошло уже десять лет после премьеры фильма «Одержимость» — помнят ли его сейчас? Цепляет ли он сейчас нового, современного, зрителя? Если — да, возможно — я излишне суров к фильму и мое ворчание вызвано по большей части лишь тем, что режиссер использовал «элемент джаза» для совсем других, своих собственных, целей.

Решать и выносить вердикт — вам.

(Текст: Игорь Скиф)

Триумф главного актера, Майкла Теллера, на вручении премии фильму «Одержимость»
Триумф главного актера, Майкла Теллера, на вручении премии фильму «Одержимость»

Еще?

КИНОкоШКА: «Элвис» — блестящий атракцион и смерть от Любви.
Скифская площадь4 августа 2023