«ДИРИЖЕР»
(РОССИЯ 2012, РЕЖ. ПАВЕЛ ЛУНГИН). Imdb 6. 5
Не люблю такое двойственное состояние после просмотра фильма, что-то вроде: кино было мне по сердцу, но с точки зрения кинематографической критики хочется сказать… Как известно — все, что идет до частицы «но» в подобных предложениях, можно не учитывать.
Начнем с плюсов:
Первый и важный — кино мне понравилось как зрителю. Хотелось узнать и не хотелось выключать. И это действительно важно…
Второй и важнейший. Великолепная музыка, просто чудесная музыка: оратория «Страсти по Матфею», написанная митрополитом Иларионом (Алфеевым). Исполнители: Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского, Московский Синодальный хор. Именно такой, как мне думается, и должна быть современная духовная музыка России. Именно России, ибо музыка не только православная, но и совершенно русская по характеру. Как иконы Рублева.
Музыка является основным главным героем этого фильма, так хотел сделать режиссер и это удалось.
Третье — отличная работа оператора, из тех операторских работ, когда начисто забываешь об операторе, а видишь только отличную и совершенно естественную картинку. Хорошая игра актеров. Трудно кого-то выделить, но и проколов не было…
По моему это замечательные плюсы. А минусы… Все эти хорошие слова о фильме я могу сказать, только исходя из контекста российского кинематографа. Не мирового. Это — местечковость, но … иначе мало за что будет хвалить. Даже сравнение с фильмом «Черный лебедь» Даррена Аронофски уже наводит на грустные мысли… Фильм вышел в прокат на европейский рынок, но прошел там совершенно незамечено.
И второй, совсем уж личный, минус. Режиссер обозначил свою задачу в том, чтобы донести замечательную музыку в массы. Это получилось — сюжеты о любви и смерти вечны, а в данном случае не музыка является фоном к действию фильма, а сам сюжет поддерживает собой музыку…
Но. Но. Но…
После просмотра у меня осталось впечатление, что меня немного отманипулировали — в нужном месте у меня увлажнялись глаза, в нужном — морщился возмущенно лоб. Я должен был подняться после просмотра фильма с четко заданным настроением и духовным настроем. И я, возможно, поднялся бы, если бы не задавал этих дурацких вопросов о манипулировании зрителем. Слишком прямолинейно. Слишком для этого века. Либо — это фильм для тех, кто не задается подобными вопросами. Массовое духовное кино… Массовое и духовное как книги Достоевского для его современников.
Но, значит, режиссер (получается так?) поставленную задачу выполнил? Значит — это кино для массового зрителя? И это (значит) не может быть минусом фильму? Видимо — да…
И в заключение:
Павел Лунгин:
«В основе замысла фильма лежала оратория митрополита Илариона (Алфеева) „Страсти по Матфею“. Несколько лет назад, еще не будучи митрополитом, а просто священником, он принес cd с этой записью, предложив сделать видовой фильм с фресками и наложить на него музыку. Я сказал, что не умею этого делать, но постепенно в моей голове сложился игровой фильм…» (цитата из интервью)
Может, действительно, надо было делать видовой фильм или хотя бы документальный?
Если получилось у Вима Вендерса с его «Буэной Вистой», может быть получилось бы и у нас?
А фильм посмотреть стоит. Хотя бы ради музыки. Да и вообще…