Найти тему
Татар-информ

«Попросил Гумилева подписать: «Европеоидному татарину от монголоидного русского»

Оглавление

Известный журналист и телеведущий Шамиль Фаттахов рассказал «Татар-информу» о рождении словосочетания «казанский феномен», реалиях татарстанского телевидения времен перестройки и в 90-е, спасении Руси монголами и о том, как подружил будущего муфтия с будущим настоятелем Раифского монастыря.

Шамиль Фаттахов. Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
Шамиль Фаттахов. Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Мы не ожидали, что Казань станет козлом отпущения»

- Шамиль Лотфуллович, перед нашей встречей вы сказали, что термин «казанский феномен» придумали вы.

- К сожалению, да.

- Как это было?

- В 1984 году меня пригласили поучаствовать в подготовке Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который должен был пройти на следующий год в Москве. Я в то время работал редактором молодежных передач республиканского радио. В общем, я приехал в Москву, и меня поселили в одном номере с ленинградским журналистом Андреем Цехановичем, который работал в популярном молодежном журнале «Аврора». Я рассказывал ему о Казани и, конечно, не мог обойти тему группировок. Тем более что я сам много ею занимался – у меня были знакомые хирурги, которые лечили пробитые головы, комсомольские лидеры, люди, которые знали лидеров группировок. Со всеми я общался и тему, естественно, знал. И Андрея она очень заинтересовала.

- То есть в Питере такого не было?

- На самом деле, это было везде. Более того, Казань была не самым проблемным городом. Например, в Ростове-на-Дону в этом плане было намного тяжелее, как и в некоторых других городах. Просто там не было журналистов, которые ярко об этом рассказали бы. На самом деле, это «журналистский феномен» - взяли типичную для всех городов Советского Союза проблему, красиво ее подали, и Казань стала козлом отпущения.

​Слева направо: Шамиль Фаттахов; тренер, активист здорового образа жизни Евгений Травкин; журналист Андрей Цеханович Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​Слева направо: Шамиль Фаттахов; тренер, активист здорового образа жизни Евгений Травкин; журналист Андрей Цеханович Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

- Вы поговорили с Цехановичем, что было потом?

- Через некоторое время он приехал в Казань, поселился у меня дома, и мы вдвоем собирали материал. Обошли все, что можно было обойти. Встречались с группировщиками, милицией, хирургами, властями, комсомолом. И на этом огромном материале Андрей написал статью под названием «Двор», в которой и описал «казанский феномен». Она вышла в «Авроре», распространилась по всему Советскому Союзу, и это мгновенно стало топ-историей. Буквально через некоторое время до нас дошли слухи, что «Нью-Йорк Таймс» опубликовала выжимки из этой статьи. Потом что-то вышло в немецких газетах, и понеслось.

- Вы были указаны как соавтор?

- К счастью, нет. Но Андрей упомянул меня в начале, мол, мы с Шамилем Фаттаховым, казанским журналистом…

На самом деле, мы, конечно, не ожидали, что это превратится в какой-то блейминг и Казань приобретет такую дурную славу. Мы просто, как честные журналисты, описывали происходящее, насколько возможно подробно. И поскольку Казань первой заявила об этой проблеме, то это стало ее брендом. Но, подчеркну еще раз, это никакой не казанский, а общий советский феномен.

Я объясню, как это происходило, саму механику.

​«Статья вышла в журнале «Аврора», и это мгновенно стало топ-историей» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Статья вышла в журнале «Аврора», и это мгновенно стало топ-историей» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Понимание у республиканских властей было. Не было средств»

- Секунду, а кто все-таки придумал словосочетание «казанский феномен», вы или Цеханович?

- Уже не помню, но, наверное, все-таки Андрей. Это было в его стиле.

Так вот, механика. Однажды, году в 1983-м, я был на заседании, по-моему, обкома комсомола, на котором обсуждался вопрос, связанный как раз с подростками и молодежью. После заседания мы разговорились с одним из сотрудников обкома, он пригласил меня в свой кабинет и сказал: хочешь, покажу тебе интересную вещь? И вытаскивает большой рулон бумаги, разворачивает его на столе, а там план развития микрорайона Горки-2. И на нем некоторые здания перечеркнуты.

Он говорит, как ты думаешь, что зачеркнуто? Я смотрю: зачеркнуты… как же они тогда назывались? В общем, культурно-досуговые заведения для подростков типа клубов или центров.

- Их планировали построить, а потом передумали?

- Да. Школы, больницы, магазины, жилые дома есть, а все, что связано с досугом, зачеркнуто, то есть на это нет денег. И он спрашивает: как ты думаешь, к чему это приведет? Я говорю: молодежь начнет кучковаться во дворах и заниматься какими-то своими делами.

- То есть на том уровне все-таки было понимание ситуации? Потому что сейчас есть такое ощущение, что это выпадало из фокуса внимания власти.

- Понимание было.

​«Начальство сказало мне: ты сор из избы вынес, ты и исправляй» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Начальство сказало мне: ты сор из избы вынес, ты и исправляй» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

- И у первого секретаря обкома?

- Думаю, да. Понимание было, но не было средств.

После того как тема «казанского феномена» пошла в ход, меня вызвал мой руководитель. К тому времени я уже перешел работать на республиканское телевидение. Он говорит: ты сор из избы вынес, ты и исправляй, предпринимай что-то. Я решил посоветоваться с Олегом Морозовым (председатель Комитета Государственной Думы РФ по контролю, в 1987-89 гг. - завотделом агитации и пропаганды Татарского обкома (рескома) КПСС, - прим. Т-и), мы очень хорошо поговорили, и Олег Викторович посоветовал сделать телепередачу, которая была бы, с одной стороны, привлекательной для молодежи, а с другой, направляла бы ее в правильную сторону.

И с его легкой руки и с одобрения руководства я решил привлечь рок-музыкантов. Так появилась передача «Дуэль». Для ее записи мы приглашали все казанские рок-группы, которые тогда существовали, их было десятка два. Я подружился со всеми этими ребятами, побывал во всех подвалах на репетициях, где-то мы помогли им выбить помещения в ЖКО, писали для них справки, кое-что я поснимал, что-то записал. Помню, как Виталий Карцев (лидер группы «Записки Мертвого Человека», - прим. Т-и) сказал мне, когда мы ехали на съемки: «Слушай, мы сидим в подвале, никому не нужные, нас все пинают, а ты нас официально приглашаешь, везешь на автобусе. И нас сейчас будут снимать. Круто!»

​«Мы как бы сталкивали две рок-группы. Небольшая беседа и после этого музыкальная дуэль» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Мы как бы сталкивали две рок-группы. Небольшая беседа и после этого музыкальная дуэль» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Есть примерно 500 тем, через которые должен пройти каждый молодой человек»

- Что-то вроде «Музыкального ринга»?

- Да, мы как бы сталкивали две рок-группы. Небольшая беседа и после этого музыкальная дуэль. На самом деле, ничего особенного, формат, конечно, скопирован, но для нас это было неважно. Важно было вытащить молодежь, дать ей какое-то движение. И казалось, что это что-то эффективное, потому что вокруг них были фанаты, тогда молодежь была безумно увлечена музыкой. Важно было поддержать их и подтолкнуть: ребята, занимайтесь лучше музыкой, чем дележкой территории.

- Сколько было снято выпусков?

- Точно сейчас не скажу. Несколько. Но я чувствовал, что это не совсем то. Не хватало воспитательного, психологического момента. В это время мне повезло, я из атеиста стал верующим человеком, последователем веры Бахаи. Тоже при довольно интересных обстоятельствах, расскажу чуть позже, если хотите. И, став бахаи, я первым делом подумал: религия призвана помогать человеку стать лучшей версией себя. Что я здесь могу сделать? Я работаю редактором молодежных телепередач, у нас огромная аудитория - 4 миллиона человек, плюс вещание Татарстана тогда захватывало часть других регионов. И я придумал передачу ЗИПоПо, «Заочный институт позитивного поведения». Привнес в нее свой театрально-постановочный, киношный опыт. Мне нравилось делать какие-то сценки, писать истории, разбирать небольшие конфликтные ситуации. Все это я тоже туда приложил.

В чем была суть передачи? Актеры, как правило студенты театрального училища, играли для зрителей небольшой сюжет, который имитировал какую-то конфликтную ситуацию, близкую молодежи. Отношения с родителями, гендерные отношения, алкоголь, наркотики, курение, жизнь, смерть, богатство и бедность, здоровье, красота и т.д. Ведущий свободно ходил по всей студии с микрофоном, говорил сам и давал слово зрителям, когда они поднимали руку.

Мы тогда прикинули, что есть примерно 500 тем, через которые каждый молодой человек должен пройти. Это и была стартовая идея. Понятно, что мы ее не осуществили, 500 тем – слишком много, но на самом деле, я до сих пор считаю, что они очень важны, это ключевые вопросы, с которыми в своей жизни сталкивается каждый. Ответов на них не так много, но очень важно, чтобы ты сам нашел ответ, поразмышлял над этим, понял, к чему может привести конфликт в его негативном разрешении.

​«Он пришел ко мне сегодня утром и весь день меня уговаривал именно этими словами» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Он пришел ко мне сегодня утром и весь день меня уговаривал именно этими словами» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Передача заканчивается, и вдруг ко мне подходит девушка с большим мокрым пятном на блузке»

- Кажется, передача шла в прямом эфире?

- Почему-то да, хотя сейчас я понимаю, что это было безумно сложно.

С прямым эфиром, кстати, связана одна потрясающая история. Почему-то одну из первых передач я решил посвятить внебрачным сексуальным отношениям. Не знаю, что мне стукнуло в голову, позже я бы и не взялся за эту тему, она слишком сложная. Но тогда была какая-то безумная смелость. И там по сюжету молодой человек и девушка сидят у нее дома, ее родители уехали на несколько дней, и парень склоняет ее к первому интиму. Манипулируя тем, что «если ты меня любишь, то согласишься». В кульминационный момент я, как обычно, говорю: стоп, спасибо актерам, а теперь обсудим, что героям делать дальше. Лес рук, начинается обсуждение, которое заканчивается общим выводом: нельзя давить на человека, ломать его принципы. Потом мы досматриваем историю, где точно такой же вывод.

Передача заканчивается, я собираю свои бумажки, и вдруг ко мне подходит девушка, одна из 150 зрителей, с большим мокрым пятном на блузке под подбородком. И она говорит: «Вы не поверите, но это прямо моя история. Во-первых, весь диалог дословно такой, какой был у нас. Но мало того, прямо сейчас мой молодой человек сидит у меня дома. И мои родители тоже уехали на пару дней! Он пришел ко мне сегодня утром и весь день меня уговаривал именно этими словами. И я не знаю, что ему сказать, потому что думаю, что, может быть, действительно должна согласиться с ним, доказать, что люблю его. В то же время чувствую, что это неправильно, но не знаю, как возразить, мне не хватает какого-то опыта. Я уже хотела согласиться, но тут звонок в дверь, пришли мои подруги, говорят: «Ты что, еще не готова? Мы же собирались на телевидение». И я говорю ему: ой, слушай, я совсем забыла, мы же договорились с девчонками пойти на прямой эфир. Давай вместе пойдем! Но он сказал: что-то я не хочу, можно я у тебя дома останусь и посмотрю вас по телевизору. И вот мы сюда пришли, и я понимаю, что это передача для меня, и он сейчас сидит и смотрит. И мне не надо ничего ему объяснять, все уже объяснено в этой передаче. Поэтому я сижу и плачу».

​«В основном нас приглашают социальные, педагогические, семейные центры» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«В основном нас приглашают социальные, педагогические, семейные центры» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

Я говорю: слушайте, приводите его в следующий раз на программу. И она его привела, они еще полгода ходили. Симпатичный парень, но он молчал, а она время от времени выступала. А потом они исчезли. Я спросил у девчонок, куда они делись, - оказывается, поженились! Но это еще не конец истории. Прошло, наверное, лет шесть, я иду мимо Московского рынка, и вдруг у меня окликает какая-то женщина с коляской. В коляске ребенок, за ручку она ведет старшего ребенка. Оказалось, та самая девушка. Мы пообщались, вспомнили те времена, я уже собрался уходить, а она говорит: «Постойте, я еще одну вещь хочу вам сказать. Просто хочу, чтобы вы знали: мы все сделали правильно».

Вот такая история. Потом, когда мы растиражировали ЗИПоПо, было много других разных историй, но эту я очень хорошо помню до сих пор. Хотя провел несколько тысяч тренингов в 60 странах, наготовил несколько тысяч ведущих программы по всей планете.

- А кто финансирует все это удовольствие с тренингами за рубежом?

- Тот, кто приглашает. В основном социальные, педагогические, семейные центры. Как правило, они оплачивают дорогу, проживание и питание. Гонорар обычно не платят. Единственный раз, когда мне хорошо заплатили, был связан с приглашением от UNICEF. Там тоже знают программу ЗИПоПо, она давно у них на виду.

​«Я даже одного немца нашел, по каске это определил. Его мы тоже похоронили» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Я даже одного немца нашел, по каске это определил. Его мы тоже похоронили» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Вбиваешь щуп в палку и ходишь, тыкаешь в землю. Три звука: камень, кость, железо»

- Вы перед нашей встречей сказали еще, что в Казани примерно в одно время зародилось два молодежных движения – негативное и позитивное. Первое мы обсудили, какое второе?

- «Снежный десант». Тогда он работал в Долине смерти (Новгородская область, - прим. Т-и). Сначала это были студенты-филологи КГУ, потом к ним присоединился весь университет, потом другие вузы Казани, потом весь Татарстан. И в итоге это стало всесоюзным массовым движением.

Начиналось оно, кстати, с поисков следов Мусы Джалиля. Когда студенты их искали, они обнаружили останки наших бойцов, которые до тех пор лежали открыто, незахороненными. Их было очень много – Миша Черепанов, который вместе с Ваней Милюковым и Володей Ерховым возглавил это движение, говорил мне, что там полегли четыре армии, примерно 500 тысяч человек! Это выглядело ужасно, и ребята поняли, чем нужно заниматься. Я тоже в какой-то степени помог тем, что рассказывал об этом в своих передачах.

​«Говорили, что там (в Долине смерти, Новгородская область) полегли четыре армии, примерно 500 тысяч человек» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Говорили, что там (в Долине смерти, Новгородская область) полегли четыре армии, примерно 500 тысяч человек» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

- Вы сами ходили в походы?

- Да, сходил в три похода, много останков нашел. Правда, мне не повезло найти «медальон смерти». Но такого там насмотрелся… У нас ведь был официальный лозунг «Никто не забыт, ничто не забыто» - и вот лежат наши никому не нужные солдаты. Идея было в том, чтобы вытащить их и с почестями похоронить. Мы копали, вытаскивали косточки, обмывали и складывали в гробы — восемь человек в один гроб. Останков же мало, только череп и основные кости.

Это огромная полулесная зона, болотистая местность. Тело человека, погибшего в 1942 году, потихоньку погружается в землю. К началу 80-х тела ушли на глубину 30-40 сантиметров. Нам выдавали щупы - заостренные металлические стержни. Вбиваешь такой в палку и ходишь, тыкаешь в землю. Три звука: камень, кость, железо. Камень игнорируешь, а когда слышишь кость или железо (это может быть оружие, каска, ложка, кружка), начинаешь копать. И, как правило, выкапываешь солдатика. Я даже одного немца нашел, по каске это определил. Его мы тоже похоронили. Там было много потрясающих историй, я сделал об этом передачу, а потом, в 1984 году, снял фильм «Зачем живым Долина смерти?». Хороший фильм получился.

Интересно, что мы нашли-таки редакционную землянку Мусы Джалиля. Там были пишущая машинка и сейф. Причем сейф был заперт на ключ – и трудно в это поверить, но один из наших парней нашел ключ примерно в 40 метрах от землянки. Просто в лесу случайно тюкнул щупом, услышал железо и выкопал. Мы намочили замок и открыли сейф. Правда, там было пусто.

​«Гумилев был похож на маму: нос с горбинкой, довольно широколицый, в отличие от отца» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Гумилев был похож на маму: нос с горбинкой, довольно широколицый, в отличие от отца» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Как-то нехорошо было от мысли, что твои предки убивали младенцев, насиловали женщин»

- Вы ведь довольно много общались со Львом Гумилевым? Расскажите об этом.

- В 1985 году, уже будучи редактором молодежных телепрограмм ГТРК «Татарстан», я поступил на заочное отделение ЛГИТМиКа (Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, ныне - Российский государственный институт сценических искусств, - прим. Т-и). И вот в 1987 году я иду в Ленинграде по улице и вижу объявление: «Лекция Л.Н. Гумилева, там-то и во столько-то». Я думаю: «Секундочку. Гумилев – это же великий историк и этнограф. Он разве жив? Не может такого быть».

А меня с детства занимал один неудобный вопрос. Я прочитал трилогию Василия Яна «Монгольское нашествие», где рассказываются жуткие вещи про монголо-татар. А поскольку мы называемся татары, то выходит, что и мы как будто к этому причастны. И как-то нехорошо мне было от мысли, что мои предки убивали младенцев, насиловали женщин. А Ян же все это очень красочно описывает – жуть просто, что творили эти монголо-татары. Я подумал, что можно спросить об этом у Гумилева.

В общем, прихожу на лекцию, там действительно Лев Николаевич, живая легенда. Он был похож, кстати, на маму: нос с горбинкой, довольно широколицый в отличие от отца. Я сижу и сам себе не верю: лекция потрясающая, сам он невероятный интеллектуал, знания фантастические. И он рассказывает потрясающие вещи про Русь, монголов, про то, что мы не так понимаем историю, что монгол, на самом деле, принесли Руси огромную пользу.

- Каким образом?

- Во-первых, они спасли Русь от крестоносцев. В 1054 году произошел церковный раскол, католики и православные объявили друг друга пособниками сатаны, что автоматически означало стремление к физическому уничтожению другой стороны. Я сейчас, конечно, буду утрировать и упрощать, но общий смысл такой. И когда Саладин, или Салах ад-Дин, остановил крестоносцев в Палестине, католики обратили внимание еще на одно место, где можно заниматься насаждением своей веры, то есть на Русь. Они начали переориентировать крестовые походы на восток, и Руси грозило полное уничтожение.

Почему? Потому что, во-первых, была огромная разница в вооружении и организации. Крестоносцы имели опыт собирания огромного войска из всех княжеств, хорошо вооруженного и конного. А Русь была раздроблена, конницы почти не было, на все княжество было, как правило, два коня - один у князя, второй у воеводы, остальные ходили пешком. Коней покупали у арабов за огромные деньги. Остроконечные русские шлемы тоже, на самом деле, арабские по происхождению, их покупали для гвардии. Сельское хозяйство тоже было слабое.

​«Меня с детства занимал один неудобный вопрос. Его я и задал Гумилеву» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
​«Меня с детства занимал один неудобный вопрос. Его я и задал Гумилеву» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Священникам платили зарплату за то, что они молились за укрепление монгольского государства»

- Это все из лекции Гумилева?

- Да. То есть католики, во-первых, относились к православным как к врагам, во-вторых, они презирали русскую культуру. Они бы запретили русским говорить на родном языке, вообще все местные языки просто аннулировали бы. Население они бы сделали рабами, запретили бы православие – все это характерно для католиков того времени.

И тут неожиданно появилась помощь в лице монголов, которые пришли неведомо откуда, очень быстро захватили почти все княжества и установили свои порядки. Какие это были порядки? Во-первых, больше никаких междоусобиц, они были запрещены. Князь получал пайцзу - кусочек золота с рельефом, это был как бы паспорт, который давал ему право считаться официальным представителем Великой монгольской империи, путешествовать, где он пожелает, со своим гарнизоном, везде останавливаться, питаться, иметь защиту, создавать и посещать торговые фактории.

Монголы привели коней, они стали нормой для Руси. А конь – это толчок для развития сельского хозяйства, это кавалерия, курьерская служба, высокая скорость обмена информацией благодаря развитой системе ямов. Плюс вооружение, умение воевать, прогрессивное ведение боя, в том числе окружения, ложные отступления и т.д. Все это было, потому что монголы работали на китайском опыте и использовали все, что было у китайцев. Плюс налогообложение. Раньше князь обдирал своих крестьян как липку, а монголы сразу установили, что налогообложение должно быть справедливым, обоснованным, зависящим от количества людей, земли и т.д. И ввели 28 видов налогообложения, которое оказалось гораздо более эффективным, поэтому общество задышало.

Дальше – монголы поддержали православие, потому что по Ясе Чингисхана монгольский хан обязан был быть веротерпимым, поддерживать религию народа, которым владеет. Поэтому были ханы, которые принимали православие или ислам, и были те, кто оставались язычниками. С таким же уважением монголы относились к языку и культуре русских. Поэтому, кстати, и искусство при них процветало, а православная церковь вообще расцвела, поскольку была освобождена от налогов. Мало того, священникам платили зарплату за то, что они молились за укрепление монгольского государства.

​«В наследство от монголов мы получили территорию СССР» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
​«В наследство от монголов мы получили территорию СССР» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Гумилев закончил лекцию так: а теперь мы все должны до земли поклониться Чингисхану»

- Ну и такие обиходные вещи, как штаны?

- Совершенно верно, на Руси штанов не носили, надевали на голое тело длинную рубаху, потом длинный кафтан и шубу зимой. А на лошади без штанов невозможно. Кроме того, у монгольских воинов в обязательном порядке было шелковое белье, потому что оно, во-первых, отталкивает кровососущих насекомых, во-вторых, если стрела вонзается в тело, то с шелковой тканью она легче вынимается.

И еще один важнейший аспект: Чингисхан настаивал на неприкосновенности дипломатов. И, как и все его потомки-ханы, жестоко наказывал за их убийство. Гумилев очень четко обозначил, что жестокость монголов, которую отмечали многие российские писатели, была реакцией на убийство дипломатов.

Что все это, как не признаки высокой цивилизации?

А знаете, как Лев Николаевич закончил свою лекцию? Он сказал: дорогие друзья, теперь мы все должны в пояс, а еще лучше до земли поклониться Чингисхану за то, что он даровал нам территорию Советского Союза. Это и есть территория Великой монгольской империи. В течение 250 лет русские князья путешествовали по всей ее территории, а она была огромной: Индия, Китай, вся Сибирь, Дальний Восток. И русские, не будучи дураками и будучи очень активным народом, все это исследовали, везде построили свои торговые точки, фактории, и когда Монгольская империя сошла на нет, продолжили освоение этой территории.

И таким образом в наследство от монголов мы получили территорию СССР – помимо коня, ямщицкой инфраструктуры, балалайки, самовара, чая, водки (к сожалению) и многого другого.

- Вы задали Гумилеву тот свой вопрос?

- Да, когда лекция закончилась, я подошел к нему и сказал: «Лев Николаевич, я татарин из Казани, журналист, можно с вами подружиться?» Потом набрался наглости и попросил подписать книгу так: «Европеоидному татарину от монголоидного русского». Он расхохотался.

В итоге мы подружились, я ездил к нему в гости и в Питере, и в Москве (у него было две квартиры), брал интервью. А на тот вопрос он так ответил: «Ребята, успокойтесь, вы, казанцы, не имеете никакого отношения к татаро-монголам».

​«Я с детства как-то чувствовал, что Бог важен, религия важна» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»
​«Я с детства как-то чувствовал, что Бог важен, религия важна» Фото: © Рамиль Гали / «Татар-информ»

«Православный священник выдал хазрату коврик для намаза и определил направление на киблу»

- Вы в начале нашего разговора обмолвились о своей вере. Как это получилось? Почему вообще бахаи?

- Я с детства как-то чувствовал, что Бог важен, религия важна, заходил и в мечети, и в церкви, пытался понять, почему есть трения между верующими. Мне это казалось неправильным. Если все это от Бога, то какие могут быть трения? И понял, что надо обязательно выяснить этот вопрос.

Поворотный момент произошел в 1988 году, когда я учился в Ленинграде, и нас, студентов, пригласили на просмотр фильма «Храм». Хорошая документальная лента о том, как живет православная община и одна из ее семей. Очень добрый, красивый и умный фильм, всем он очень понравился. Мы встретились с участниками съемочной группы, и они рассказали, что съемки стали для них таким потрясением, что один из них сошел с ума, а другой покончил с собой. А все остальные стали верующими. Нас, студентов, это тоже, конечно, потрясло.

- А почему с авторами фильма случились такие крайности?

- Потому что в CССР религия считалась чем-то нехорошим и ненужным, а когда эти люди снимали фильм, они вдруг поняли, насколько она важна.

Это были годы, когда религия начала возвращаться, и, по совпадению, намечались две круглые даты - тысячелетие христианства на Руси в 1988 году и 1100-летие принятия ислама Волжской Булгарией в 1989-м. Я пришел к своему телевизионному руководству в Казани с предложением сделать передачу про религию, приуроченную к этим юбилеям. Руководство не разрешило, дескать, мы тут коммунизм строим, а ты опиум для народа пропагандируешь. Но я настаивал, и в конце концов они махнули на меня рукой.

​«Позвонил в ДУМ и в епархию, мне дали телефоны двух молодых священнослужителей – Габдуллы-хазрата и отца Вячеслава» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Позвонил в ДУМ и в епархию, мне дали телефоны двух молодых священнослужителей – Габдуллы-хазрата и отца Вячеслава» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

Я придумал передачу под названием «Аллах, Бог и мы». Позвонил в ДУМ и в епархию, мне дали телефоны двух молодых священнослужителей – Габдуллы-хазрата и отца Вячеслава. Первый потом стал муфтием, а второй - настоятелем Раифского монастыря (уже под именем отца Всеволода). Я связался с ними, позвал к себе в гости, оба пришли, оба оказались моими ровесниками и классными ребятами – современными, веселыми, умными, деловыми. Мы мгновенно подружились, стали ходить друг к другу в гости. Очень много времени проводили вместе. Как я уже потом узнал, они даже помогли друг другу деньгами, когда у кого-то случались трудные времена.

А один раз, когда мы сидели у Вячеслава дома, Габдулла сказал, что время очередного намаза на исходе, ему нужно срочно его прочитать. Вячеслав выдал ему коврик, определил по компасу направление на киблу, и вот Габдулла минут пять читал свой намаз, а мы с Вячеславом сидели молча, чтобы не мешать. И я подумал: «Как интересно! Может быть, впервые в истории человечества молодой мусульманский мулла читает свой личный намаз в доме у молодого христианского священника в присутствии молодого атеиста. И все это в атмосфере единства и взаимоуважения. Это же круто!». Вот тогда я почувствовал этот звон единства. Почувствовал, что на самом деле между религиями нет противоречий, они учат одному и тому же. Просто глупые люди, которые не соблюдают законов своих религий, ссорятся между собой. А с самими религиями все в порядке.

Короче, я снял эту передачу, она вышла в эфир в январе 1989 года и, как нам сказали в отделе выпуска, собрала рекордное количество зрителей. Они измеряли это по количеству звонков в прямой эфир и писем.

​«Отец Вячеслав стал в будущем настоятелем Раифского монастыря (уже под именем отца Всеволода)» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Отец Вячеслав стал в будущем настоятелем Раифского монастыря (уже под именем отца Всеволода)» Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

«Подумал: ух, какая красивая религия. К такой я бы присоединился»

- Габдулла-хазрат и отец Вячеслав не тянули вас в свои конфессии?

- Да, было такое, причем это случилось в один день. Я обоих поблагодарил и сказал «подумаю». И в тот же вечер сел и начал размышлять: «Интересно, я ведь, по большому счету, отказался. А почему отказался? Потому что я современный человек, журналист, я знаю, что в мире есть коррупция, разврат, наркомания, разводы, предательство – полно всего этого. И честно говоря, я не вижу, как наши прекрасные мировые религии могут преобразовать человека. Не чувствую за ними такой силы». Я подумал, что должна быть какая-то новая религия, полистал энциклопедию, но нашел там только еще более старые. Тогда я взял листочек бумаги и написал: «Принципы новой мировой религии». То есть какой она была бы, если бы вдруг появилась. Там были такие пункты: единство человечества, признание единства Бога, единство всех мировых религий, равенство мужчин и женщин, отказ от всех войн на планете, всеобщее образование и т.д. Я подумал: ух, какая красивая религия, к такой я бы присоединился.

А через полгода я повстречался с бахаи, которые дали мне три книжки для ознакомления. Я пришел домой, открыл одну из них, а там написано: «Единство человечество, единство Бога, единство религий, равенство мужчин и женщин…». Говорю себе: секундочку, это же я придумал. Достаю свой листок и вижу, что я придумал веру Бахаи (смеется). Ну, понятно, у них там все более детально разработано, а у меня на уровне азбуки. Ну и с тех пор уже 33 года исповедую веру Бахаи.

​«Я почувствовал, что на самом деле между религиями нет противоречий, они учат одному и тому же» Фото: © Фото предоставлено Ш. Фаттаховым
​«Я почувствовал, что на самом деле между религиями нет противоречий, они учат одному и тому же» Фото: © Фото предоставлено Ш. Фаттаховым

- Вы не раздружились после этого с Габдуллой-хазратом и отцом Вячеславом?

- Нет, что вы.

- То есть они одобрили ваш выбор?

- Да, конечно. Я приглашал их на встречу бахаи, они пришли и одобрили, что я стал верующим. Ну, они же реально умные ребята. О Вячеславе нужно уже говорить «был», он там, наверху, ему хорошо, и я за него молюсь. А Габдулла мне тогда сказал: «Человек должен быть верующим. Одной ногой он должен стоять на земле, а другой в небесах». И Вячеслав сказал то же самое.

Рустем Шакиров