Найти тему
В поисках красоты

🌺 Суррогаты — исследуем проблемы современности через красочные полотна Ивана Коршунова.

И снова Эрарта, и снова приятный подарок: яркие, живые, необычайно красочные картины, наполненные философскими рассуждениями, загадками, а еще — каким-то грустным, почти трагичным сарказмом...

«Суррогаты» - выставка работ Ивана Коршунова, посвященных проблемам современной человеческой цивилизации. Вот только освещает он эти проблемы не совсем привычным образом: используя старинную технику трехслойной масляной живописи, выпуклые, невероятно объемные образы, цвета и краски, характерные для классических мастеров, он населяет свои работы странными аллегориями, современными персонажами, элементами и деталями.

"Герой", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Герой", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Этот непривычный художественный стиль служит одной единственной цели — выявить язвы и проблемы новейшей эпохи человеческой цивилизации, показать ее изнанку, обличая все это в форму неких саркастических, или даже несколько циничных, художественных сюжетов.

Из-за сочетания столь странных и, казалось бы, противоречивых методов, практически каждая его картина запоминается, оставляет сильный отпечаток в сознании, а иногда и вовсе оглушает, наполняя душу тоскливой болью от осознания всех тех ужасов, которые являются оборотной стороной нашей комфортной и сытой жизни.

"Похороны глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Похороны глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Судите сами: две совершенно обычные картины, на которых запечатлены обычные дети, занятые привычной игрой. Но так ли уж безобидны эти сюжеты? Почему мозг упорно цепляется за что-то и никак не может объяснить странное тоскливое послевкусие, словно самым краем сознания уловил в них что-то пугающее, какую-то опасность?

"Тихие игры - 2", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Тихие игры - 2", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Смотрим внимательнее и видим, что на одной картине под столом с игрушками скопился целый ворох изношенной обуви, а на торце стола вырезана надпись «солдаты третьей мировой» - к чему она относится? К игрушкам, которые воплощают образы каких-то героев будущего — футуристических роботов, мутантов, людей со сверх способностями? А может она намекает на самих детей, которые в будущем станут участниками нового мирового конфликта?

Как мне кажется, аллегория намного шире: художник показывает, что третья мировая уже фактически идет, а ее «солдаты» - это киногерои и персонажи современных компьютерных игр и блокбастеров, с которыми в умы и реальность наших детей приходят идеи и ценности западной цивилизации — так из поколения в поколения они захватывают и порабощают, или правильнее сказать «завоевывают», новых сторонников, новые пространства, подчиняют и выжигают ценности и символы традиционных национальных культур.

"Тихие игры - 2. Даная", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Тихие игры - 2. Даная", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Схожая тематика и у второй картины — еще одна вариация «Тихих игр». На этот раз на картине всего одна девочка в окружении самых разных игрушек, вот только единственное, что ее интересует — это золотые слитки, которые она с совершенно недетской серьезностью складывает в идеальном порядке. Что это, если не попытка запечатлеть еще одну пугающую тенденцию современного общества — всеобщее поклонение перед золотым тельцом, культ денег, которому люди начинают поклоняться с малых лет?

"Лишний час", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Лишний час", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Или вот еще одна картина - «Лишний час». Капельница, наполненная часами, как спасительная вакцина для больного. И действительно, ведь нам всем сейчас так катастрофически не хватает времени, что подобная капельница кажется едва ли не единственным средством спасения. Вот только она не более чем еще один саркастический образ — грустная и жесткая сатира художника над трахами современной цивилизации.

"Похороны глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Похороны глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Вся эта цивилизация наполнена суррогатами — материальными сиюминутными ценностями, которые заменили человеку реальность,саму жизнь, а в ближайшем будущем вполне возможно смогут поглотить и душу.

Особенно пугающими метафорами в этом отношении видятся две работы художника, одна из которых послужила афишей к выставке: «Жертва глобализации» и «Homo sapience».

"Жертва глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Жертва глобализации", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Первая — ужасает своей откровенностью: окровавленная голова ягненка в коробке из-под гамбургера знаменитой сети фастфуда. Кровь с нее капает на многочисленные стаканчики и коробочки с знаменитыми продуктами, и в какой-то момент уже становится непонятно где кровь, а где соус...

Странно, но самым сильным чувством при взгляде на эту картину становится чувство стыда — словно тебе стыдно за все человечество разом перед стеклянными глазами этого невинного белоснежного создания, принесенного в жертву глупым, сиюминутным потребностям безмозглого человека (а я свято верю в то, что подобные блюда не могут употреблять люди разумные, хотя и сама грешу любовью к картошке фри, но вот мясо больше не ем ни в какой форме).

Вторая картина не столь пугающая, но и она оставляет по себе довольно тягостное послевкусие — человеческий череп в 3D очках. Что означает этот сюжет? Безнадежный поиск человеком чего-то в виртуальной, цифровой реальности, который теперь превращается в полноценную иллюзию жизни и отрезает человека от реального мира навсегда, до самой смерти обрекая его лишь на некое подобие жизни?

«Homo sapience», Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
«Homo sapience», Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

А может, с учетом названия, это очередной грустный сарказм: надев 3D очки, погрузившись в мир цифровых фантазий, Homo sapience —человек разумный, таковым быть перестал? Больше нет «разумных» остались лишь суррогаты — некие формы, подобия человека, лишенные собственных идей, мыслей и воображения, поглощающие кучи бесполезного мусора в виде еды, игр, развлечений, навсегда заблудившиеся в дебрях чьих-то чужих фантазий, чьих-то чужих желаний и стремлений...

Если это так, то что же ждет нас дальше? Осталось ли у нас хоть что-то, хоть какое-то средство спасения, хоть крохотная возможности сохранить крупицы собственной уникальности, собственного исключительного, пусть и несовершенного разума, целостность собственного сознания?

"Культ личности", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"
"Культ личности", Иван Коршунов, из экспонатов выставки "Суррогаты"

Не знаю почему, но мне таким средством видится красота — некая исключительная сила, феномен, пронизывающий собой все и вся: окружающий материальный мир, культуру, идеи, саму человеческую душу... Красота может обретать разные формы, главное иметь желание ее найти, увидеть — в цветке, капле дождя, хмурых тучах, пожелтевших страницах старой книги или в глазах случайного прохожего...

В конце-концов, даже в пугающе откровенных работах Ивана Коршунова тоже есть нечто прекрасное — с эстетической точки зрения они живописны и выразительны. А если их саркастические сюжеты отозвались грустными и тоскливыми нотками в вашей душе, значит где-то в ней все еще живет истинная красота, позволяющая оставаться человеком разумным даже в такой циничной, грубой и откровенно искусственной реальности как наша...

🌺Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал🌺

Еще больше статей о современном искусстве и выставках Эрарты можно увидеть в специальной подборке:

Загадки современного искусства | В поисках красоты | Дзен