Исаакиевский собор - не только самая фотогеничная достопримечательность Санкт-Петербурга, но и в некотором роде символ, лучше всего отражающий непреклонный характер Северной столицы. Не случайно именно с высоты его колоннады можно увидеть город во всем его многообразии, начиная от традиционного роскошного парадного образа и заканчивая грубой и угнетающей изнанкой в виде так хорошо всем известных дворов-колодцев...Но обо всем по порядку.
Впервые я поднималась на колоннаду в далекие 15 лет — тогда меня оглушил, ошарашил блеск императорской столицы, роскошь дворцов, золото куполов величественных храмов... В этот же раз картина получилась иной, не знаю вина ли в этом моего возраста, опыта, настроения или все дело в объективности и беспристрастности внимательного «глаза» фотообъектива.
Поначалу все было вполне обычно: первый, традиционный пейзаж, который привлекает самое большое количество внимания со стороны фотоаппаратов туристов — роскошный Мариинский дворец, некогда подаренный императором Николаем I (его статуя расположена здесь же) своей дочери Марии по случаю ее бракосочетания. Высокомерная красота и утонченность этого здания так привычна глазу — типично «петербургский стиль».
Но что там дальше, за фасадом этого прекрасного дворца? Странная какофония разномастных крыш и зданий, подчиняющаяся лишь одному закону — времени: посмотрите, как эпохи в этой чехарде крыш, окон и форм сменяют одна другую: на смену скромному веку 19-му постепенно приходит промышленная монументальность советской эпохи, дальше — современные громады многоэтажек спальных районов и где-то там в туманной дымке — многорукие краны, которые продолжают строительную вакханалию...
Ну что ж, двигаюсь дальше, как положено всякой женщине налево, против часовой стрелки, ведь именно в той стороне находится главная магистраль города — Невский проспект, а значит и самые красивые достопримечательности города.
Любуюсь великолепной Асторией, за ней тоже целое море крыш, но сфокусироваться на чем-то кроме безумно дорого отеля не получается.
Вот наконец и направление на Невский проспект, где-то здесь должны быть знакомые ориентиры.
Единственное, что удается разглядеть моему скромному объективу — купола Казанского собора и Спаса на Крови.
Немного поменяю фокусное расстояние, выжму максимум... ну, пожалуй, теперь еще можно различить шпиль Михайловского замка. Море крыш не стало более понятным — старые добрые ориентиры в виде хорошо знакомых достопримечательностей все еще цепляют глаз.
Снова двигаюсь влево, чтобы взглянуть на любимый зимний дворец — еще один прекрасный символ.
Странно, но почему-то с высоты колоннады он уже не кажется таким уж роскошным и утонченным...Возможно из-за того, что фоном ему в этот раз служит не гладкая безупречность Невы, закованной в строгий гранит, и не Дворцовая площадь, а серое многоголосие относительно современных зданий, простых, безыскусных, максимально практичных и скучных...
Не знаю почему, но мне кажется, что именно здесь лучше всего видно настоящий Санкт-Петербург: парадный фасад — своего рода лицо, за которым скрыт холодный, расчетливый разум — все как у человека. Только вот у человека есть еще и душа, достоинства и недостатки, а часто и какие-то «скелеты в шкафу» - всем нам присущие грехи...Есть ли они у города, если рассматривать его как человеческую личность?
Иду дальше по колоннаде и изучаю «достоинства» - золотой блеск шпилей Адмиралтейства и Петропавловского собора... Снова любимый город предстает во всем своем великолепии...
А потом чуть смещаюсь влево и в объектив фотоаппарата влезает гнетущий практицизм современности в виде телевышек, антенн, проводов и каких-то непонятных зданий...
А дальше — мой любимый кадр... Нет, с точки зрения фотографии, в нем нет ничего интересного: основную часть занимает радостная весенняя зелень Александровского сада, за которой уже не разглядеть Медного всадника.
Все дело в маленькой полоске зданий на противоположном берегу Невы — в них, словно в какой-то ретроспективе, представлены мое прошлое и настоящее: справа — здание Двенадцати коллегий — любимый Университет, пять лет обучения в котором стали счастливейшим временем в моей жизни; слева — небезызвестная башня, построенная компанией, в которой я без малого работаю уже восемь лет...
Снова двигаюсь влево, перед нами очередное прекрасное здание Сената и Синода, где ранее размещался исторический архив, а ныне располагается Конституционный суд, в голове почему-то начинают всплывать мысли о недостатках любимого города...
Быстро отвожу взгляд и в объектив снова попадает историческая ретроспектива, стройная и лаконичная, в которой эпохи не противоречат, а продолжают друг друга...
Очередное смещение влево и передо мной нагромождение кранов — где-то там судостроительный завод — еще одна сторона жизни города, живая, настоящая...
Чуть-чуть смещаю ракурс и картина кардинально меняется: вместо роскошных фасадов, строгих бизнес-центров, скучных, но таких живых промышленных зданий передо мной нагромождение ржавых обшарпанных крыш, под которыми прячутся такие же неказистые, убогие домики, соединяющиеся в дворы-колодцы — средоточие депрессии и унылости, где, кажется, обречена сгинуть любая искорка надежды...
Никак это и есть тот самый «скелет», который отчаянно прячут «в шкафу» от посторонних глаз...
Что ж, наверное и все — Исаакиевский собор великодушно предоставил мне возможность увидеть все лики блистательного Санкт-Петербурга, в том числе и самые «не блистательные»... На душе почему-то становится как-то тоскливо и грустно, стоп, погодите, а как же душа — про нее-то я и забыла...
А нет, она все-таки попала в кадр: то тут, то там в виде ангелов, украшающих замечательный собор... Они словно незримые стражники хранят северный город, дарят надежду и возможности, которые мы можем использовать или игнорировать, благодаря им каждый из нас видит город таким, каким хочет видеть — у каждого жителя или гостя свой Петербург. Мы можем любить его или ненавидеть, но равнодушным не будем никогда...
Другие статьи канала с фотографиями Санкт-Петербурга: