Когда-то давно на территории современного Калининграда проживали многочисленные прусские племена. Историки долгое время спорили об их принадлежности. В результате исследований стало очевидно: пруссы — большая группа балтских племён. Балтийский берег, Висла, Неман — вот их родные просторы. О пруссах известно не так уж много. Но то, что историки узнали, оказалось весьма интересным.
Богатство народа
Некоторые известные личности того времени были лично знакомы с представителями прусских племён. Многие из них были гостями на их землях. И все как один хвалили гостеприимство пруссов. Мол, если близ берега потерпит крушение корабль, то местные жители без промедления ринутся на помощь. Так это или нет, но Публий Корнелий Тацит (древнеримский историк и писатель), посетив побережье Балтийского моря, отметил трудолюбие прусских аборигенов. «Хозяйственные, но не меркантильные».
Светились янтарём
Балтийское море дарило пруссам свои богатства. В ценности янтаря в то время уже никто не сомневался. Есть версия, что благодаря этому минералу пруссы смогли обеспечить себе достойную жизнь: выменивали на необходимые вещи у соседей, а также торговали янтарём с другими народами. Чуть позже Тевтонский орден введёт ограничения на сбор янтаря, и богатство пруссов иссякнет. Противники версии считают, что пруссы делали из янтаря украшения и предметы культа, но не на продажу.
Не городские мы!
Зато никто не оспорит того, что пруссы были отличными земледельцами и отлично разбирались в обработке железа. При всём это пруссы никогда не строили больших городов. Жили в небольших поселениях, обнесённых частоколом. Прусские племена знали толк в военном деле — укрепляли периметр селений валами и рвами. А вот внутреннее наполнение было скудным, инфраструктура как таковая отсутствовала.
Убеждённые язычники
Европейские историки, описывающие характер племён, говорили о язычестве, как о единственном недостатке пруссов. В особом почёте у них был бог грома. Также здесь почитались бог моря и бог молодости. Верховный жрец присутствовал в каждом прусском поселении. Считалось, что он видит переход души из подземного царства и обратно. Жертвоприношения для прусских племён были нормой, а реализовывали их в святилищах.
Жизнь за гранью
Верования пруссов не ограничивались громадным пантеоном богов. Они верили в то, что после смерти существует жизнь. Это привело пруссов к разработке целого свода правил, касающихся погребения. Одними из первых пруссы стали кремировать почивших соплеменников. Но вместе с ушедшим, обязательно сжигалось всё, чем он пользовался в профессиональной жизни. Костёр у прусских племён считался инструментом, который помогает «забрать за грань» всё самое необходимое.
Не навязывайтесь!
Христиане, поселившиеся рядышком (Франкское государство), увидели в язычниках потенциал. Прусские племена, также как и христиане, были ориентированы на тройственность всего сущего. Поэтому на Балтийском побережье стали всё чаще появляться монахи-миссионеры. Они стали совершать паломничества с той целью, чтобы обратить пруссов в христианскую веру. Но это обычно оборачивалось провалом. В своей вере прусские племена были непоколебимы.
Жилые палаты
На высоких берегах надпойменных террас пруссы возводили свои поселения. Не деревни, а скорее городища-крепости, защищающие их от набегов врага. Можно смело заявить, что пруссы были «мастерами адаптации». Вокруг лес? Значит строим из дерева! Много камня? Так почему бы его не использовать?
Внутри жилища обязательно располагался очаг. Это — сердце дома, источник тепла и света. Потолок пруссы старательно обмазывали глиной. В центре потолка имелась прореха! Отверстие предназначалось не только для вывода копоти, но и для освещения помещения.
Далеко до государства
Пруссы — это не самоназвание народа. Достоверно известно, что названия прусских племён были привязаны к территориям, на которых они проживали. Например, натанги в Натангии, помезане в Помезании, сембы в Самбии… Централизованная власть у пруссов отсутствовала. Если возникала необходимость, то два соседних племени объединялись. Например, если нужно было обороняться от общего врага.
Но в целом пруссы всегда жили разрозненно. У каждого племени был свой собственный правитель. Общины были, старейшины были, жрецы — тоже. Только локальные. А единого управления не было.
Всему голова
Мужчина в семье был всем — чуть ли не истина в последней инстанции. Представители сильной половины пруссов ходили на рыбалку, охотились и разводили скот. Власть над домочадцами была настолько сильной, что никто и никогда не перечил главе семьи. Даже «самой самостоятельной» женщине не полагалось спорить с уважаемым мужем. Имущество? Наследство? Только сыновьям! А в случае частых склок муж мог запросто продать свою жену или выдать ей «на орехи». Романтикой у пруссов и не пахло.
И след простыл...
Церкви нужно было обернуть язычников в христиан, поэтому Папа Римский благословил рыцарей Тевтонского ордена на завоевания. Сначала вокруг прусских земель понастроили городов, а затем они постепенно проросли вглубь территорий. Племена брались тихо и завоёвывались одно за другим.
Каждое новое племя переходило на сторону ордена, чтобы завоевать следующее. В 1283 г крестоносцы захватили самую восточную прусскую землю — Ятвягию. Затем и язык пруссов ушёл на нет, и их уникальность. Именно разрозненность стала причиной исчезновения прусских племён.
———
С вами был «Эпос Клио».