Найти тему

"Право имею"?

Из интернета.
Из интернета.

Из интернета.
Из интернета.

Убийца, который перед тем как убить, задаётся вопросом: "Я тварь дрожащая или право имею?", всегда никого не оставит равнодушным. Но почему убийца не наживается каким-либо капиталом, не мстит, а вопрошает? Ответ лежит в плоскости реформ образования в Российской империи. Уже несколько лет страна живёт без крепостного права, и ни один её житель теперь не скажет: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!". В городах страны требовались рабочие руки, крепостная система изжила себя. Набирала обороты экономика коллективного производства товаров. Освобождённые крестьяне должны были заботиться о себе теперь сами и они потянулись в города. Производству требовались работники с образованием и встал насущный вопрос: как поднять уровень образования?

Император Александр 2 проводит реформу образования в 1863-1864 годах. "Университетский устав" гласит: образование должно быть всеобщим, значит, женщины на равных правах с мужчинами могут получать образование в университете. Университетам возвращена автономия, преподавательский состав отвечает за эффективность обучения. Полная самостоятельность постепенно привела к вольнодумству, к отказу от традиционных устоев. Процветал нигилизм среди студентов. Студент Раскольников подпал под его обаяние.

Достоевский предлагает нам рассмотреть психологию двойственного преступления, а не одного из сотен стандартных бытовых преступлений Спасского округа столицы Российской империи. Убийство тощей гаденькой процентщицы Алёны Ивановны даёт возможность студенту юридического факультета с иррациональными взглядами через это убийство получить ответ истины на долго мучащий его вопрос: так кто же он? "Тварь дрожащая" или "Право имею", вошь я или человек?". Родион Романович Раскольников ощутил метания человека, выброшенного на обочину жизни и усугубившего свою и так не лёгкую жизнь кошмаром убийства. Его эмоция ещё жива в сплошном опустошении, она хаотична, от злобы до жалости. Раскольников желал самоутвердиться в своей правоте закона для человека, мыслящего свободно, но пришёл к постоянному сомнению.

Душевно Раскольников истощён. В нём рушится уверенность в правильности идеи, созданной и выстраданной на базе закона о справедливости, каким он видит справедливость. Закон Раскольникова противопоставляется "их закону", по которому всё позволено. Он карает и одновременно сострадает сестре, матери, Соне. Родиона терзает раздвоенность его характера. "... точно в нём два противоречивых характера поочередно сменяются.", — говорит Дмитрий Прокофьевич Разумихин (Вразумихин), единственный друг Романа. Неунывающий и общительный Разумихин - полная противоположность Родиону.

Прототипом Раскольникова стал приказчик Герасим Чистов. Герасим Чистов 27 лет, происходил из старообрядцев-раскольников. В январе 1865 года Чистов топором убил в Москве двух старушек, прачку и кухарку. Второй прототип - французский убийца, которому "убить - что воды попить". Пьер-Франсуа Ласнер был казнён в 1836 году. Герасим - это действия Родиона, Ласнер - мировоззрение, оправдывающее гордыню "власть имеющего".

Роман Раскольников - человек не комфортный, малообщительный и озлобленно-заносчивый. Нужда унижает его. Каморка под крышей, почти гроб, старая, почти развалившаяся тахта с малюсенькой подушкой и старая шинель для того, чтобы укрыться, всё это давит на молодого и симпатичного юношу." Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен, горд; в последнее время (а, может, гораздо прежде) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр.". Говорит на страницах романа Разумихин. Двойственность характера мучает Раскольникова, израненная душа тянется к Соне." Твари дрожащие" безропотно принимают все, что валит на них жизнь, в них нет протеста, разве что тоскливое ворчание на не справедливость судьбы к ним. Но есть люди-лидеры необыкновенные, способные "идти против всех", нарушая нормы общественного устройства, попирая его порядки. Вот они то и есть "право имеющие".

Студент-юрист Раскольников делил людей на заурядных и с духом Наполеона. Совершив преступление и познакомившись с Соней, он с ужасом признает, что не рождён стать Наполеоном. "Он очень страдал и теперь страдает от мысли, что теорию-то сочинить он умел, а перешагнуть-то, не задумываясь, и не в состоянии, стало быть, человек не гениальный...", — так рассуждает Свидригайлов о теории, придуманной Раскольниковым. Вся горечь состояния загубленной души раскрывается в 6 главе романа. Тест Родион Романович не прошёл!"...эх, эстетическая я вошь и больше ничего...", со злобой добавив, потому что сам-то я, может быть, еще сквернее и гаже, чем убитая вошь...". В 5 главе о своей теории он подытожит, устало опустошенный. "... я такая же точно вошь, как и все!" Раскольников - сама фамилия кричит в ужасе от воплощенного теста, любопытство итога теста раскололо душу. Паскудно это лишать жизни человека, но еще более мерзко решиться на это не ради обогащения, а по причине тестовой проверки.

Зачем эта статья? Просто я увидел, как главный герой романа созвучен нашему времени. Жизнь в переходный период всегда очень сложна, и ее жертвами становятся люди, в силу многих обстоятельств оказавшиеся на обочине. Это дно, это провал, это невозможность состояться, как тебе хотелось бы. И тогда у более слабых активность заменяется пассивной злобой. Если внимательно изучить отрезок времени жизни Федора Михайловича Достоевского, особенно период каторги, то многое становится понятно. Почему такие фамилии, особенно Мармеладова, потому что, оказавшись на обочине, петрашевец (состоял в этом тайном обществе) Федор Михайлович убил в себе ... "Раскольникова".

Российская литература
0