7-ая серия. Празднуют совершеннолетие Павла; вот честно, точно не знаю, когда будущего императора официально признали совершеннолетним, но сериал явно имеет в виду, что в 18 лет. Значит у нас осень (точнее 20 сентября) 1772 года.
Сериал пестрит сценами, при которых испытываешь чувство неловкости или испанского стыда. А сценаристу ничего – хоть бы хны. Все радостно поют многие лета наследнику и тут на праздник является смурной Гриша Орлов – «Чума в Москве изничтожена». Опять Григория показали, как черт знает кого – то он клоун на похоронах, то вот теперь на дне рожденья цесаревича о чуме говорит. И тут же о наследнике все забывают. А что, простите, показать этим хотели? То, что Павел имел серьезные основания думать, что для матери он пустое место? Тогда ладно – вот это вы, господа, прямо отлично продемонстрировали.
И во-вторых – не пешком ли Гриша из Москвы в Петербург шел? Медленно так, с основательными остановками, ибо чуму в 71-ом ликвидировали, а на дворе уже следующая осень 72-го года.
Опять сцена испанского стыда. Цесаревич ужрался в зюзю, бегал с факелом, запускал фейерверки, кричал «Виват императору Павлу I!»
Дотянули наконец и до романтической линии Павла и фрейлины Столич, как будто им было мало одной выдуманной и странной фрейлины, полюбовницы Гриши. Екатерина и правда, у нас настоящая «мать года». Интересно, почему ее не смущает нахождение рядом с великовозрастным сыном, великовозрастной же фрейлины, коя собой очень недурна?
Вспомнили и о княжне Таракановой, пока еще именуемую «принцессой Владимирской». И французский посол прямым текстом шпарит Екатерине:
- Я не уполномочен обсуждать взгляды моего возлюбленного короля, но принцессу Владимирскую, дочь вашей покойной императрице Элизабет, трудно не принимать в расчет. Польский князь Радзивилл даже прислал ей своего ближайшего сподвижника… Если она предъявит свои права на русский престол, коих у нее больше, чем у многих…
Всё, этот посол сломался, давайте следующего – сказала бы настоящая Екатерина. Хотя нет, нет, постойте, это просто праздник какой-то. Оставьте лучше этого дурашку, он такие интересные вещи рассказывает! Это же сколько денег можно сэкономить на шпионах и взятках, покуда в России торчит этот замечательный француз – он сам рассказывает все тайные помыслы своего короля, главное, говорить с ним почаще, а если еще подпоить… Дух захватывает, не каждый король такого пошлет, где наш брат Луи XVI такое чудо чудное откопал?
Но именно так сценаристы Первого канала разумеют тонкости европейской дипломатии. Да даже развитой первоклассник (а не то что французский посол XVIII века) соображает о том, чего лучше не говорить. Но только не пишущий эти удивительные сценарии.
«Принцесса Владимирская» упражняется в фехтовании с тем самым Даманским, отсылка которого к самозванке почему-то так важна для французского посла, но он зачем-то слил эту информацию императрице. Несет самозванка нечто странное, например, он ждет писем из… Америки. А что ей могут написать английские губернаторы и главное, зачем? (Самое смешное, что англичане на самом деле способствовали захвату Таракановой).
И я не понимаю концепцию сериала относительно этого исторического лица: в прошлой серии они с аббатом говорили по-французски и шел перевод поверх, всё как полагается. Теперь же она шпарит на чистом русском. Да Первый канал просто легендарное открытие сделал – княжна Тараканов владела русским языком. А до этого эпохального открытия наши серьезные ученые вообще-то убеждены, что Тараканова вовсе не была знакома со славянскими языками в принципе.
Екатерина беседует с Нарышкиным и размышляет – а вдруг самозванка, та за кого себя выдает? Нарышкин – те, кто знал правду уже ничего не расскажут: Елизавета мертва, Разумовский тоже. Я сейчас намекну сценаристам – Алексей Разумовский и правда помер, в 1771 году, но может быть спросить у… его младшего брата Кирилла? Ах, да, его же у вас нет, вот Нарышкина в сериал ввели, младшего Разумовского забыли. Если, конечно, вообще знали о его существовании, с них станется.
Ну, а пока Лев Нарышкин интригует Екатерину и зрителей свои знанием о каком-то человеке обладающим секретной информацией на данную тему – обещал разыскать.
С таким липовым титулом, как «принцесса Владимирская» всё в принципе ясно, но тут выяснилось, что «княжной Таракановой» (по сериалу) самозванка стала сама себя именовать. Так может быть, стоит рассказать зрителю – откуда взялось такая странная фамилия и зачем она себе ее взяла? Дальше в уста Никите Панину вложили какой-то бред: если у претендентки есть копия «подлинного завещания Екатерины I» - то и всё остальное, значит правда - «бумаги, которым трудно не поверить», потрясающая логика.
Ближе к финалу серии из Павла начинают лепить какого-то «младолиберала» что ли. То он пил, то теперь каяться перед Европой хочет. Павел, конечно, личность парадоксальная, но даже в юности такой чуши он нести просто не мог. Так как осознавал лично себя будущим России и одновременно «частью» Европы, так как являлся де-юре главой не последнего европейского аристократического дома. Перед кем каяться? Перед самим собой? Но для Первого канала это уже слишком могучие дебри…
То сценарий на Никиту Панина всё валил – и за заговором Мировича стоял, и теперь за княжной Таракановой, интересно, Пугачевский бунт в сериале тоже он организует? Решили для разнообразия князя Голицына запрячь в заговоры.
Я не понимаю пока о каком именно Голицыне идет речь (в титрах актер Степан Балакшин наивно указан как просто «Голицын», но если это Дмитрий Алексеевич, то он же был вне России), но он решил «убрать» с помощью засады старообрядцев, когда она будет возвращаться из Москвы в Петербург, во как. И судя по рекламе следующей серии – это будет засада засад. Конец 7-ой серии.