А ещё о том, что в ощущении бессмысленности, бесцельности существования человеку плохо. Как очень точно описала читательница в своем комменте:
В прошлой статье я обозначила 2 подхода в психологии, которые занимаются категорией "смысла".
Чтобы не листать в прошлую запись, я скопирую этот абзац сюда.
Статья была о ситуациях, когда ребенка делают смыслом своей жизни и центром своей вселенной:
И я заканчивала ту статью абзацем:
Смысл жизни
Эта статья и так получилась длинная, поэтому решила не начинать новую тему, которая логично получается из вопроса - а ЗАЧЕМ всю свою жизнь отдавать ребенку? ЗАЧЕМ кого-то делать центром своей вселенной?
Очевидно, что явление распространенное.
Значит, у психики, человеческой психики как таковой, по её базовому устройству, есть внутренняя необходимость куда-то вкладывать свою жизнь, или, говоря научно, иметь какой-то смысл, который вынесен ЗА пределы частной моей жизни. Вынесен во внешний мир. И да, часто так получается, что "представителем" этого внешнего мира является ребенок, а больше ничего и нет.
Есть отдельное направление в психологии - логотерапия, или терапия смыслом.
Также смыслу и смыслообразованию посвятили очень много времени ученые, которые работают в Деятельностном подходе. В этом подходе категория смысла одна из базовых, самых главных.
Благодаря смыслу я что-то делаю или не делаю. Именно смысл определяет состав конкретных действий, из которых складывается моя жизнь каждый день.
-----
Основная книга В. Франкла:
И ещё позволю себе похвастаться:
Дмитрий Алексеевич Леонтьев, чье имя я здесь выделила желтым цветом, - это внук А.Н. Леонтьева (первого декана факультета психологии МГУ и создателя теории Деятельности).
Дмитрий Алексеевич преподавал у нас курс по мотивации и эмоциям:
Дмитрий Алексеевич лично общался с Виктором Франклом, рассказывал свои личные впечатления от этого великого человека, знает много деталей его биографии.
Если вам интересно, то я могу разместить видео-запись рассказа Дмитрия Алексеевича о Викторе Франкле на своей страничке сайта KgMinus.ru
Вот так всё переплетено. Чем и уникально обучение в МГУ, что и отличает его от обучения через сухие тексты учебников, что можешь "через 1 рукопожатие" дотянуться до великих людей. Зная их судьбу, их испытания, их личные выборы и трагедии, уже не можешь относиться к теории как к чему-то бездушному. Она оживает. Потому что знаешь, ЧТО именно стоит за каждым выводом автора.
И сегодня я продолжаю тему смысла.
Сначала, в части 1, расскажу о подходе Виктора Франкла, который очень рано в своей профессии столкнулся с категорией "смысла", потому что работал в больнице в отделении, куда доставляли после попытки само-ства.
А потом, в части 2, расскажу о нашем Деятельностном подходе.
Между ними есть принципиальная разница, которую я сейчас попытаюсь объяснить.
Под "нашим" я имею ввиду российскую и даже более узко, московскую школу психологии, и ещё точнее - ту школу, которая создавалась в стенах МГУ им. Ломоносова.
Дело в том, что в науке, а психология - это наука, есть определенные требования к научной теории. Она не может быть простым нагромождением фактов, которые мы где-то увидели. Даже если "готовы поклясться", что видели, что это точно было, и мы всё внимательно рассмотрели, и честно и тщательно зафиксировали. Этого мало.
Наблюдение - только поставщик фактов, которые дальше нужно интерпретировать, то есть найти закон, по которому это работает таким или иным образом.
Через научные законы описанные факты должны получить объяснение.
Более того, должны получить такое объяснение, которое помогает мне предсказывать результат:
- если сделать так - то будет так,
- потому что по закону "юпкина-пупкина" это работает так.
Настоящая научная теория увязывает факты и законы в систему.
Каждый отдельный закон - часть большой системы, часть теории.
И в этой системе должно находиться объяснение, ПОЧЕМУ это работает так, а не иначе.
Прекрасный пример настоящей науки - химия. Я смешаю это и это и получу такой-то результат. Тут пойдет химическая реакция, а тут не пойдет, потому и потому.
Всё гарантировано и предсказуемо.
Сила любой научной теории - это сила её объяснительных и предсказательных гипотез
Гарантированно самолет полетит - потому что мы знаем законы физики, которые использовали при его проектировании.
- Наблюдение за летающими птицами никак не помогало построить самолет,
- пока уровень развития физики не был достаточным для научного понимания и объяснения явлений.
Почему сейчас так подробно это пишу?
- Потому что при всём уважении к Виктору Франклу, логотерапия - это НЕ научная теория. Это наблюдения о том, что без смысла жизни люди почему-то плохо себя чувствуют вплоть до самых печальных последствий в виде гибели организма (по своему решению или из-за резкого разрушения здоровья от ощущения бессмысленности).
- Деятельностный подход, который разрабатывается в МГУ весь XX век, - это именно научная теория, где всё увязано в систему и выполнены требования, которые предъявляются к научной психологической теории.
А это требования объяснить развитие и патологию.
Грубо говоря - объяснить:
- развитие ребенка (как когнитивное, так и личностное)
- и почему в психике что-то ломается, и как чинить.
Экзистенциальная психология, гуманистическая, гештальт-психология
- НЕ отвечают этим требованиям. Их нельзя назвать полноценными научными теория. Это просто собранные вместе наблюдения.
И вспоминаем, что наблюдение за птицами никак не помогало людям построить самолет.
При всей важности наблюдения и подробного описания фактов - этого слишком мало для настоящей науки. Нужны ещё законы, объясняющие причины - ПОЧЕМУ эти факты именно такие? Законы должны быть увязаны в систему с серьезным объяснительным потенциалом. А иначе это нельзя назвать наукой.
Дальше, из всех существующих на данный момент теорий, у нас остается психоанализ и когнитивная психология.
Когнитивная психология от лат. "cognitio" - знание, познание.
Исследует процессы получения человеком информации о мире, получения и переработки информации - процессы восприятия, памяти, мышления, воображения.
Психоанализ
не занимается процессами познания (память, речь, мышление, восприятие), то есть когнитивное развитие выкинуто из этой теории. Психоанализ занимается только личностью - мотивация, психологические защиты.
А когнитивная психология
не занимается личностью. В их поле зрения когнитивные процессы, как это и видно из названия.
Вот вам и вся мировая психология ))
Только наш Деятельностный подход имеет такую мощь, чтобы объяснить всё:
- и развитие личности,
- и развитие когнитивных процессов,
- и причины патологии.
Ему нет равных на планете по очень объективным критериям оценки качества научной теории, а не потому что я люблю стены Университета и где-то своё родное впустую нахваливаю.
- Итак, логотерапия Виктора Франкла безусловно содержит ценнейшие наблюдения о роли категории "смысла" в жизни человека. Но это набор наблюдений. Это описание фактов жизни.
- А в Деятельностном подходе категория смысла - это научная категория, встроенная в систему глубокой научной теории. Это принципиально другой подход.
И в одной статье я всё это не опишу, слишком много получится. Поэтому сегодня только о Викторе Франкле. А в части 2 напишу про Деятельностный подход, если вам интересно такое научное занудство ))
Наши комментарии, как этот, к примеру, дают мне основание думать, что ещё не совсем я замучила читателей скучной наукой:
Как Виктор Франкл пришел к изучению смысла
Я не могу рассказать в Дзене всю историю жизни В. Франкла, потому что статью заблокируют. Нельзя в Дзене писать грустное и такое, что потрясает сознание. Нужно радостное и легкое, иначе статью не пропускают к читателям. Поэтому я вынуждена писать где-то намеками, где-то сильно сокращая слова.
Если вам интересно, то я могу на своей странице сайта KgMinus.ru написать все эти моменты открыто, без необходимости как-то завуалировать суть.
Здесь я попробую обозначить только 2 вида фактов, с которыми В. Франкл столкнулся в своей работе врачом и в жизни в немецком концлагере (как еврей, он со всей семьей был отправлен в концлагерь, и был там 4 года).
Цитирую В. Франкла:
"Из статистики известно, что среди причин смер-сти у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоу-ства. При этом число попыток самоуб-ва (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше.
Мне сообщили интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток са-ва.
У них подробнейшим образом выяснялось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85 процентов из них не видели больше в своей жизни никакого смысла; при этом 93 процента из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами.
Во всяком случае, о неудовлетворенных потребностях не могло быть и речи.
Это тем более заставляет нас задать себе вопрос, каковы условия, делающие возможной попытку самоуб-ва, что должно быть встроено в «condition humaine», чтобы когда-нибудь привести человека к такому поступку, <...> несмотря на удовлетворение повседневных потребностей. <...> Это и есть то, что в логотерапевтической теории мотивации мы описываем понятием "стремление к смыслу".
Конец цитаты.
Это факты обычной, нормальной жизни, в которой студент - сытый, обутый, богатый студент - не находит смысла и теряется в пустоте бессмысленности.
А вот факты жизни в концлагере, когда утрата смысла, утрата веры в возможность будущего, цели разрушает иммунитет и сопротивляемость организма, разрушает здоровье.
Цитирую В. Франкла:
"...Или же возникает такое ощущение жизни — ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования, — которое владеет многими безработными, у которых также имеет место распад структуры переживания времени, как было обнаружено в цикле психологических исследований безработных горняков.
Латинское слово «finis» означает одновременно «конец» и «цель». В тот момент, когда человек не в состоянии предвидеть конец временного состояния в его жизни, он не в состоянии и ставить перед собой какие-либо цели, задачи.
Жизнь неизбежно теряет в его глазах всякое содержание и смысл.
Напротив, видение «конца» и нацеленность на какой-то момент в будущем образуют ту духовную опору, которая так нужна заключенным, поскольку только эта духовная опора в состоянии защитить человека от разрушительного действия сил социального окружения, изменяющих характер, удержать его от падения.
В начале марта 1945 года мой товарищ по лагерю рассказал мне, что 2 февраля 1945 года он видел вещий сон: голос, представившийся пророческим, сказал ему, что он может спросить о чем угодно и получит ответ на все. Тогда товарищ спросил, когда война будет для него окончена. Голос ответил: 30 марта 1945 года. Тридцатое марта приближалось, однако не было никаких признаков того, что голос сказал правду. 29 марта мой товарищ свалился в бреду и лихорадке. 30 марта он потерял сознание. 31 марта он умер: его унес сыпной тиф. Для него война действительно «кончилась» 30 марта — в день, когда он потерял сознание.
Мы можем с основанием и со всей клинической строгостью предположить, что разочарование, которое вызвал у него реальный ход событий, привело к снижению жизненного тонуса, иммунитета, сопротивляемости организма, что чрезвычайно ускорило развитие дремавшей в нем инфекции.
С нашим пониманием этого случая согласуются более масштабные наблюдения, о которых сообщал один лагерный врач: заключенные в его лагере лелеяли надежду, что к рождеству 1944 года они будут уже дома. Пришло рождество, но сообщения газет были для заключенных отнюдь не воодушевляющими. Каковы были последствия? Неделя между рождеством и Новым годом была отмечена в лагере таким количеством смертей, которого в нем раньше никогда не бывало и которое не могло быть объяснено такими обстоятельствами, как изменение погоды, ухудшение условий труда или вспышка инфекционного заболевания.
В конечном счете получалось, что телесно-душевный упадок зависел от духовной установки, но в этой духовной установке человек был свободен!
Заключив человека в лагерь, можно было отнять у него все вплоть до очков и ремня, но у него оставалась эта свобода, и она оставалась у него буквально до последнего мгновения, до последнего вздоха. Это была свобода настроиться так или иначе, и это «так или иначе» существовало, и все время были те, которым удавалось подавить в себе возбужденность и превозмочь свою апатию.
Это были люди, которые шли сквозь бараки и маршировали в строю, и у них находилось для товарища доброе слово и последний кусок хлеба. Они являлись свидетельством того, что никогда нельзя сказать, что сделает лагерь с человеком: превратится ли человек в типичного лагерника или все же даже в таком стесненном положении, в этой экстремальной пограничной ситуации останется человеком.
Каждый раз он решает сам.
Не может быть и речи о том, что в концлагере человек необходимым и принудительным образом подчиняется давлению окружающих условий, формирующих его характер. Благодаря тому, что я в другой связи назвал «упрямством духа», у него сохраняется и принципиальная возможность оградить себя от влияния этой среды. Если бы мне требовались еще какие-то подтверждения тому, что упрямство духа реально существует, — концлагерь является в этом отношении experimentum crucis."
Конец цитаты.
Кстати, сейчас уже на уровне физиологии объяснены эти факты. Да, наше душевное состояние может укреплять иммунитет, а может полностью разрушать здоровье.
Сейчас врачи говорят о единой нейро-иммуно-эндокринная системе.
Итак, видя очень многое в жизни, В. Франкл приходит к выводу, что без ощущения смысла, не видя цели, человек не может оставаться здоровым психически и физически.
В своей логотерапии Франкл создает классификацию на 3 вида смыслов
Цитирую В. Франкла:
"Из сказанного следует, что нет такой вещи, как универсальный смысл жизни, есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций. <...>
Таким образом, смысл — это, по всей видимости, нечто, что мы проецируем в окружающие нас вещи, которые сами по себе нейтральны. <...>
Если говорить в этом контексте о ценностях, можно разделить их на три основные группы. Я называю их ценностями творчества, ценностями переживания и ценностями отношения. Этот ряд отражает три основных пути, какими человек может найти смысл в жизни.
- Первый — это что он дает миру в своих творениях;
- второй — это что он берет от мира в своих встречах и переживаниях;
- третий — это позиция, которую он занимает по отношению к своему тяжелому положению в том случае, если он не может изменить свою тяжелую судьбу. Вот почему жизнь никогда не перестает иметь смысл, потому что даже человек, который лишен ценностей творчества и переживания, все еще имеет смысл своей жизни, ждущий осуществления, — смысл, содержащийся в праве пройти через страдание, не сгибаясь."
Конец цитаты.
Мне кажется, что эти 3 вида смыслов очевидны, знакомы каждому. И даже не надо было писать перед этим так много букв ))
Что хочу подчеркнуть:
обратите внимание на 3-ий вид.
Очень часто, при действительно тяжелых переживаниях, люди могут "застревать" в таком способе жизни. Они начинают относиться к жизни как к "кресту", который нужно с гордостью нести.
Утрачивается способность к творчеству и к переживанию.
Жизнь наполняется постоянной тяжестью, которую психика создает уже сама, запрещая себе радоваться, творить, постигать что-то, чувствовать что-то.
Я писала об этом явлении достаточно подробно в статье:
И подчеркну, что логотерапия В. Франкла - это его наблюдения, его выводы, его способ психотерапии, но не полноценная научная теория. Об этом говорила в начале статье подробно.
Если вас не утомляет такое чтение, если пришлось по душе и хочется вторую часть, то напишу о нашем Деятельностном подходе. И там статья будет на порядок сложнее и скучнее, поэтому подумайте, а надо ли вам это читать? ))
Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.