Найти тему
МК в Питере

За просмотр денег не берут: как петербургский пенсионер открыл музей крохотных солдатиков

В гости к петербургскому коллекционеру Александру Борисовичу Бухареву я заглянула накануне Нового года. На пороге выставочного салона, в который превратилась обычная однокомнатная квартира в рядовом петербургском доме, хозяин культурного учреждения встречает меня с надетым на голову новогодним колпаком. Праздничный атрибут резко контрастирует с рубашкой из грубой ткани, которую Александр надевает, когда работает с металлом.

    Александр Бухарев. Фото автора статьи
Александр Бухарев. Фото автора статьи

Он — коллекционер армии миниатюрных солдатиков. А еще — директор Центра петербургских искусств «АВИТ» и бывший куратор городских межмузейных выставок и проектов.

Александр Бухарев рассказал «МК в Питере», как во времена бандитского Петербурга ушел в музейщики, а в итоге создал собственный салон, экспонаты из которого готовы выставлять известные музеи.

Был инженером, стал музейщиком

Александр проводит меня в свою мастерскую, которая ­когда-то была обычной кухней. На столе, за которым раньше собиралась семья, разложены многочисленные инструменты для работы с миниатюрными изделиями. На стене висят резаки, борфрезы по металлу (в народе — шарошки), граверы, похожие на те, которыми пользуются мастера по маникюру. Заметив мой интерес, Александр поясняет: биты-насадки он использует для обработки и полировки изделий — миниатюрных солдатиков. Судя по многочисленным мозолям и ранкам на ладонях моего собеседника, дело это не из легких.

Тем временем Александр, будто преподаватель на лекции, рассказывает обо всех тонкостях изготовления крошечной армии. Попутно — о том, как пришел в мир искусства.

    Самурайский полководец Като Киёмаса. США. Фото автора статьи
Самурайский полководец Като Киёмаса. США. Фото автора статьи

Самурайский полководец Като Киёмаса. США. Фото автора статьи

Произошло это в тяжелые и опасные 1990‑е. К тому моменту Александр Бухарев уже окончил ЛЭТИ по профессии «инженер-­системотехник», работал спецохранником, занимался карате… А потом в какой-то момент жизнь поставила его перед выбором: продолжать общение с бывшими друзьями-спортсменами, многие из которых стали легендами бандитского Петербурга, и в конце концов умереть (скорее всего, не естественной смертью), либо кардинально изменить вид деятельности.

Мой собеседник, смеясь, пересказывает сценку, сыгранную юмористом Ефимом Шифриным. Ту, в которой бандит приходит в театр на балет, а когда его спрашивают, зачем он вообще явился в храм искусства, отвечает: «Понимаешь, от братвы прятался. Она ведь меня где хочешь найдет, но только не в театре».

    Легкий кавалерист с копьем. Студия «Гренада». Фото автора статьи
Легкий кавалерист с копьем. Студия «Гренада». Фото автора статьи

Легкий кавалерист с копьем. Студия «Гренада». Фото автора статьи

Только вот в реальной жизни в начале 1990‑х Александру было не до смеха. Посоветовавшись с родней, он решил заняться музейной деятельностью. Так и появился Центр петербургских искусств «АВИТ».

— Семья сказала, что мы можем затянуть пояса, главное — чтобы я жил. Так я попал в «театр». Поначалу вообще ничего не зарабатывал: вкладывал и выходил на ноль, не получая прибыли. Спустя пять лет мы с женой месяц сидели на хлебе и воде. А потом вдруг пошли заказы. За выставки платили небольшие деньги, но, заработав на одной, я мог организовать еще три… В искусстве, кстати, я и сейчас не разбираюсь, просто чувствую его на генетическом уровне. Я хороший менеджер, — констатирует Александр.

Надо отметить, Центр искусств «АВИТ» внес солидный вклад в жизнь культурной столицы. За пару десятков лет существования предприятие организовало более 160 выставочных проектов, более 100 проектов в области культуры, а также шесть военно-­исторических фестивалей. Кроме того, в Центре прошло стажировку множество студентов, которые сейчас уже трудятся в российских музеях. Да-да, Центр занимался и кураторской деятельностью.

    Дворцовые гренадеры. «Синеус-студия». Фото автора статьи
Дворцовые гренадеры. «Синеус-студия». Фото автора статьи

Дворцовые гренадеры. «Синеус-студия». Фото автора статьи

Теория вероятности в действии

С активным кураторством Александр закончил в 2018 году. На это, по словам моего собеседника, было три причины. Первая — многие предприятия ушли в коммерцию. Вторая — отсутствие учеников.

— Бывало, приходит ко мне группа из 20 студентов. Я спрашиваю: «Кому интересно заниматься музейной практикой?» Руки поднимают всего три-четыре человека… А потом было три практики, на которых руку никто не поднял, — вспоминает Александр.

Он рассказывает про теорию вероятности, согласно которой если ­что-то происходит «один раз — это случайность, два — совпадение, три — закономерность, четыре — система». Вообще, цитату приписывают создателю агента 007 Яну Флемингу. Но в данном случае авторство слов не имеет значения. Главное, что Александр в нее верит.

    Тиберий Юлий Александр. Скульптор Н. Кафтырев. Фото автора статьи
Тиберий Юлий Александр. Скульптор Н. Кафтырев. Фото автора статьи

Тиберий Юлий Александр. Скульптор Н. Кафтырев. Фото автора статьи

Так вот третьим разом (который «закономерность») стал несчастный случай, произошедший в 2015 году.

— Во время работы мне нужно было снять предмет с шаткой конструкции. По технике безопасности ее держали с обеих сторон два человека, а я полез наверх. Дальше по нелепому стечению обстоятельств одному из них позвонили, а другого попросили ­что-то поднять с пола. В итоге я полетел головой вниз. Казалось, что долго летел. Успел подумать, что нужно принять блокирующую позу, максимально прикрыться. Упал. Меня парализовало, ниже шеи ничего не чувствовал. И все это на глазах у жены: она неподалеку была. Все вокруг запаниковали, хором говорить начали, но никто ничего не делал. Уже потом мне сказали: «Ты неубиваем! Лежал пластом, лицо позеленело, глаза бешеные, но командовал: “Ты — вызывай скорую, а ты — иди сюда, вы все — перенесите меня на щит… Голову не трогайте!”» — смеясь, рассказывает Александр.

Восстановление после неудачного приземления на голову заняло два года. Мужчину все еще беспокоят проблемы с памятью. Хотя, убежден мой собеседник, если бы он не занимался спортом, последствия могли быть хуже.

А тогда, приходя в себя, он решил: все, пора заканчивать с кураторством и музейной работой.

Детское увлечение подарило профессию

Только вот мир искусства отпускать Александра не собирался. Так вышло, что несколько лет назад, еще организуя мероприятия, петербуржец приглашал участвовать в выставках фирмы, создающие коллекционных солдатиков. С представителями некоторых компаний подружился. И однажды приятели поинтересовались, что бы Александр хотел получить на день рождения в качестве презента.

— Я сказал: «Хочу впасть в детство, вспомнить, как мы с братьями играли в солдатиков и делали пластилиновые армии». Владельцев компаний, который выставляли шикарные миниатюрные вещи, я попросил: «Научите их делать», — рассказывает Александр. К слову, к тому моменту он уже пополнил ряды пенсионеров.

В итоге литью из металла петербуржец учился в трех фирмах города. Признается: думал, что это легкое занятие, а оказалось — самое сложное из того, что ­когда-либо делал. Расплавленный металл живет своей жизнью, поэтому приходится учитывать большое количество нюансов.

Готовые изделия Александр забирает в домашнюю мастерскую, где и начинается настоящая магия. Миниатюрные воины избавляются от металлических зазубрин, отшлифовываются, получают оружие; отдельные детали ставятся на штифты, спаиваются и склеиваются. Мой собеседник открывает дверцу кухонного шкафа. За ней притаилось в засаде полчище солдатиков. Рядом с ними стоят лошади и лежат крохотные съемные шлемы.

По словам Александра, при изготовлении подобных сборных изделий мастера полагаются не на собственное воображение, а на исторические материалы. Мой собеседник воодушевленно рассказывает, что лично он любит отливать самураев, но неподготовленному мастеру изготовить их будет сложно. Дело в том, поясняет петербуржец, что у воинов Страны восходящего солнца иная эргономика и свое оружие, которое они держат не так, как средневековые рыцари.

    Фото автора статьи
Фото автора статьи

Фото автора статьи

Единственное, что пока не получается у мастера, — профессионально красить свои работы…

— Сейчас мы работаем над большим проектом: решили воплотить в жизнь «Триумф императора Максимилиана I» по гравюрам Альбрехта Дюрера и Альбрехта Альтдорфера, — продолжает рассказ Александр. — Это достаточно аллегорические гравюры, на которых изображены рыцари того периода, над которым я ­когда-то работал: делал фигуры, компилировал формы. И я задумался: а как бы выглядел изображенный на гравюрах парад, если бы он произошел в реальной жизни…

Открыть выставку петербуржец планирует в 2025 году. Часть проекта уже готова, рассказывает Александр. Когда он будет завершен, посетители экспозиции увидят колесницу с Максимилианом I и ожившие сцены с гравюр: ландскнехтов, конных рыцарей, музыкантов, горожан, слона и не только.

— Вам столько всего изучать приходится для работ… — удивляюсь я.

— Прежде чем ­что-то делать, нужно изучить вопрос. Я всегда заранее ищу информацию в интернете и справочниках, которых у меня много, консультируюсь со знакомыми специалистами. Помогает и опыт музейной работы, — объясняет коллекционер.

Среди городской суеты

Впрочем, чтобы полюбоваться миниатюрными баталиями и поразглядывать крохотных солдат, самураев и других воинов, не нужно ждать год. В ноябре 2023 года Александр открыл в своей квартире музей-­салон, где прямо сейчас идет выставка «Санкт-­Петербургская школа военно­исторической миниатюры. МНОГООБРАЗИЕ…».

Салон разместился в единственной комнате. От коридора он скрыт занавесками. Заходя в салон, забываешь, что, по сути, находишься не в музее, а в обычной жилой многоэтажке. Вдоль стен помещения стоят стеклянные стеллажи, на полках которых застыли многочисленные солдатики, представляющие многообразие эпох и культур, изготовленные в разных масштабах, объемах и уровнях покраски из разных материалов. Чтобы дворовый пейзаж за окном не отвлекал от экспонатов, окна Александр закрыл интерьерными портьерами.

— Это все не для широкой публики: творю ради собственного удовольствия и для друзей. Но коллекционеры и производители просили пригласить их к участию в моих выставках, которые расписаны уже до 2026 года. Я сначала удивился: какой резон? П­иара-то никакого нет. Задал им этот вопрос. И получил ответ: «Нам просто нравится, как ты все красиво сделал», — рассказывает Александр.

Кстати, организована выставка в квар­тире-­салоне по всем музейным правилам: с афишей, буклетом и этикетажем. Даже сигнализацию установила компания, работающая с большими музеями. Но отличие все же есть. О нем мой собеседник рассказывает, припоминая диалог, состоявшийся у него со знакомой, посетившей экспозицию.

— А входная плата? — поинтересовалась дама, переступив порог салона.

— Какая плата? — удивился Александр.

— Это что, бесплатно? — опешила гостья.

— Ну я же с тебя денег не взял, а с ос­тальных должен? — уточнил хозяин выставки.

— А смысл тогда все это делать? — изу­милась знакомая

— Для души, — объяснил, улыбнувшись, Александр.

Автор: Ирина Меркель