Сегодня хочу вспомнит прекрасного советского актёра Александра Фатюшина. А точнее не его самого, а те роли, в которых его "подрезали".
У Фатюшина было много значимых актёрских работ, но одна из самых запоминающихся - это образ Сергея Гурина в оскароносной мелодраме "Москва слезам не верит", где Александру Константиновичу досталась роль слабовольного хоккеиста, что проиграл поединок "зелёному змею" и, стремительно деградировав, рухнул на дно социальной лестницы.
Драматичная и даже трагичная роль, но многие не догадываются, что участие Фатюшина в этом фильме должно было быть куда как масштабней, а развязка намного горше.
На финальных вёрстках большой массив материала был просто удалён из фильма.
Сцены "сытой" разгульной жизни, где Людмила и Сергей нежатся в лучах спортивной славы Гурина, были пущены под нож монтажёрами и выброшены в "корзину". Моменты, где Гурин раздёт автографы восторженной публике, теперь остались только на редких фотографиях, чудом доживших до нынешних времён.
Также была переработана финальная сцена, где мы видим, как Гурин в "завязке" полностью "сухой" отказывается от выпивки, утверждая, что всё осознал и поборол пагубную привычку.
Но уже следующая сцена возвращает нас на грешную землю и ещё раз подтверждает, что верить людям с зависимостью дело неблагодарное.
Вечером того же дня, когда подруги, сидя на крылечке, мирно беседуют о жизни, появляется "упитый" Гурин с таким же "нарядным" закадыкой и начинает "бескомпромиссно" и напористо выяснять отношения с ошалевшей Людмилой.
В Госкино на предпросмотре, увидев, до чего в режиссёрской версии докатился прославленный спортсмен, настоятельно рекомендовали эту сцену убрать, и Меньшов подрезал безобразия Гурина, сократив хронометраж.
Александр Константинович потом часто сетовал, что в угоду "бодрому" финалу создатели фильма пожертвовали драматургией и отступили от реализма.
Но это ещё не всё.
Меня всегда удивляло присутствие актёра в шикарной комедии "Служебный роман", где он буквально пару раз хлопает глазами и пропадает из кадра.
Я всегда недоумевал, зачем режиссёр пригласил на роль безмолвного статиста к тому времени уже довольно известного актёра. Может, это какая-то "пасхалка"? Отсыл к другой работе мастера, о которой мы не догадываемся?
Лишь много позже я узнал, что для Фатюшина задумывалась большая роль.
Он должен был сыграть бывшего мужа Верочки (слабоязыкой секретарши Калугиной), с которым та постоянно трещит по телефону, вываливая на него ворох сорочьей толкотни и пустопорожних сплетен.
Это была отдельная любовная линия, которая как бы оттеняла амурный мезальянс в исполнении Мягкова и Фрейндлих и делала всё повествование более динамичным, а сюжет ярким и насыщенным.
Но изначальным планам не суждено было сбыться.
На одном из спектаклей Александр Фатюшин повредил себе глаз и попал в больницу. О съёмках пришлось забыть. Часть уже отснятого материала вырезали, оставив лишь несколько эпизодов, которые и вызывали у меня искреннее непонимание.
А как было бы славно, если бы в "Романе" появилась ещё одна сюжетная линия.
Но не судьба.
Кстати, Георгий Данелия всерьёз рассматривал Фатюшина в на роль дяди Вовы в своей фантасмагорической утопии "Кин-дза-дза", но театр, где в то время служил актер, не смог отпустить его на съёмки, о чём сам Александр Константинович потом вспоминал с глубоким сожалением.
Как всё-таки жаль, что нам так никогда и не удастся посмотреть эти фильмы в "режиссёрской версии" и оценить игру Александра Фатюшина.
Представляете, как совершенно по-другому заиграли бы эти картины?
под Кино - Просто хочешь ты знать