Метафорические карты – настоящая палочка-выручалочка в работе с подростками. Предлагаю 3 простые МАК-техники, которые я часто использую в работе.
- Для первой техники понадобится портретная колода с изображениями людей, животных или предметов: «Personita», «Метафорические животные», «Советы от предметов», «Роботы», «Портрет ребенка» и др.
Я использую МАК «Котейка». Необходимо выбрать картинки, отвечающие на вопрос - "Какой Я?" в разных сферах жизни:
- Какой я с друзьями
- Какой я в школе
- Какой я дома
После того, как выбор сделан, задаем уточняющие вопросы. А какой это котик? Что с ним происходит? Что он чувствует? Чего хочет?
Можно дополнительно выбрать из колоды друзей, родителей, учителей и задать вопросы. Обычно подростки с удовольствием выбирают карты и рассказывают о своем выборе.
Техника отлично идет и с младшим школьным возрастом. Цель: первичная диагностика и установление контакта.
2. Для второй техники я использую колоду «Мой дом» Л.И. Кононовой. Просим подростка выбрать дом, который чем-то похож на него.
После того, как выбор сделан задаем уточняющие вопросы:
Какой это дом?
Почему выбрал именно его?
Чем он похож на тебя?
Чем этот дом отличается от других?
Что хотелось бы изменить в нем?
В этом мак-наборе у каждой картинки есть номер. В методическом пособии к колоде Кононовой Л.И. «Мой дом. Мечтай, планируй, созидай» есть интерпретация к каждому изображению. Можно прочитать ее и попросить подростка рассказать, что из описания подходит ему, а что точно не про него.
Данная техника поможет разговорить подростка и подтолкнуть его к самопознанию, а психологу поможет наметить мишени для дальнейшей работы.
3.Третья техника позволяет подростку расширить поведенческий репертуар.
Для работы потребуется колода с изображениями животных. Я использую «Люди и звери» (предварительно убираю из колоды изображения людей, оставляю только животных).
Техника подходит для разбора любой проблемной ситуации (в школе с одноклассниками или учителями, с друзьями, дома с родителями).
Например: ссора с мамой.
Просим выбрать карточку с изображением животного на вопрос: «Как я обычно поступаю в такой ситуации?»
Например, подросток выбирает змею и говорит: «Я поступаю как змея».
- В чем это проявляется?
- Говорю гадости, могу «укусить» больно словом.
- А как еще можно было поступить? Выбираем разных животных (в открытую или в закрытую). Как изменилась бы ситуация, если бы ты поступила как заяц, лев, черепаха, собака? Чему можно поучиться у этих животных? Какая стратегия тебе нравится больше всего?
Если подростку трудно называть стратегии животных, можно ему помочь: «Давай подумаем, что мы знаем про черепаху? Какая она?»
В наборе Л.И.Кононовой «Метафорические животные» есть подсказки-прилагательные, которые описывают поведение разных животных.
Вместо изображений животных можно использовать набор "Зонтики. Метафора совладания со сложными ситуациями", где каждая картинка - это копинг-стратегия.
Буду рада, если данные техники помогут вам в работе с подростками.
Автор: Новикова Ольга Дмитриевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru