Найти тему

Повесть "Светлая личность". Ревизор образца эпохи НЭПа

Начинаем читательский год с лёгкой сатирической повести, дабы нам всем было проще решиться на дальнейшие читательские подвиги. Речь пойдёт о не самом известном небольшом произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова “Светлая личность”.

Существует на просторах Советского Союза провинциальный городок Пищеслав (переименован в лучших советских традициях). Нездоровая гигантомания оставила на нём свой отпечаток. На центральной площади стоит огромная конная статуя Тимирязева (по описанию похожая на Медного всадника). К сожалению, о том, что изображаемый был учёным, автор монумента узнал далеко не сразу, поэтому только и успел, что вложить в вытянутую руку Тимирязева свёклу вместо меча.

Имя своё город обрёл после того, как местный изобретатель создал машину, способную выпускать 3 миллиона пельменей в час. Никак не меньше. Уже спустя сутки в городе закончились ингредиенты, а улицы оказались под завалами разлагающейся продукции. Так перспективное изобретение в силу неуёмного размаха оказалось бесполезным.

Не обошла гигантомания стороной и архитектуру. Пищеслав славился великолепным зданием клуба, которое было невозможно использовать по назначению: всё внутреннее пространство было занято украшающими его колоннами.

В этом странном месте живёт изобретатель Бабский - местная версия слесаря-интеллигента Полесова из “Двенадцати стульев”. Он направляется в комиссию оформлять патент на деревянный бицикл (то есть в прямом смысле изобретает велосипед), но по дороге становится причиной забавного анекдота. Из его кармана выпадает другое изобретение - мыло против веснушек.

Мыло подбирает некий Филюрин - нэповская версия маленького человека.

Егор Карлович Филюрин торопливо подошел к зашевелившемуся папироснику, купил двадцать пять штук папирос "Дефект", вынул из кармана заранее заготовленную жалобу и опустил ее в горчичный ящик. Проделывал это Филюрин ежедневно, так как был человеком с общественной жилкой. Иногда он жаловался на жесткий вкус папирос "Дефект", иногда протестовал против мягкой упаковки или же обрушивался на антисанитарный передник продавца. Если придраться было не к чему, Филюрин опускал в ящик узенькую ленточку бумаги со словами: "Сегодня никаких недочетов не выявлено. Е. Филюрин".

Он служит регистратором, копит на новый костюм и постоянно думает о деньгах. Филюрин не упускает возможность воспользоваться бесплатно доставшимся мылом, идёт в баню, где оно превращает его в невидимку. Вот такое прочтение популярного в то время "Человека-невидимки" Уэллса.

Вместе с телом герой теряет и смысл жизни: он больше не может есть, носить красивую одежду и надеяться на продвижение по службе. Осталась только способность мыслить, которая ему была совершенно без надобности.

На работе этим сразу же решают воспользоваться: невидимому человеку зарплата не нужна. Так бы и пропал Филюрин, если бы его несправедливо уволенному коллеге не пришла идея пустить забавный слух: а что, если Прозрачный (так стали звать невидимку) выполняет функции ревизора и следит за нечестными чиновниками? И здесь над городом нависает призрак Гоголя:

Вы думаете, что вы одни, что все, что вы говорите, - это тайна, а Прозрачный в это время спокойненько слушает все, что вы говорите, и вы об этом даже представления не имеете. На другой день за вами приходят от прокурора с криком: "А подать сюда Гоголя-Моголя!".

Хотя в заглавии Филюрин и обозначен как “личность”, собственно личности у него нет. Он не борец за правду, если не считать его комичную привычку писать жалобы по любому поводу. Он - только функция фикции, пустота. Как гоголевская идея ревизора. От одной его тени герои в порыве самообличения вспоминают все свои проступки и с ужасом ожидают расплаты. Например, начальник Филюрина Каин Александрович жертвует ради своего спасения карьерой брата, Авеля Александровича, и пишет такую замечательную заметку:

Не все гладко
"С кумовством в нашем учреждении не все обстоит благополучно. Эта гнилая язва протекционизма не может быть больше терпима. Пора уже взять под прицел семейство Доброгласовых, свивших себе под сенью Пищ-Ка-Ха уютное гнездышко, без ведома самого тов. К.А. Доброгласова, который, как только узнал о поступлении в отдел благоустройства А.А. Доброгласова, немедленно такового снял с работы без выдачи двухнедельной компенсации, памятуя об экономии государственных средств. Пора также ликвидировать имеющихся в Пищ-Ка-Ха двух сыночков тов. Доброгласова, втершихся на службу, безусловно, без ведома уважаемого нами всеми за беспорочную и длительную службу Каина Александровича".

После серии интриг наступает абсурдный финал в стиле “Носа” - Филюрин без какой-либо причины снова становится видимым, и все герои возвращаются к обычной жизни.

Вот такая получается лёгкая сказка на злобу дня со счастливым концом. Фантастика, каламбуры, привычная для авторов тема невежества среднего городского обывателя. Замечательное произведение для тех, кто хочет на время отдохнуть от серьёзных книг.

Ну а для тех, кто отдыхать не хочет, есть статья уже о совсем не таком комично-нелепом в своей сути гоголевском "Ревизоре":

Или можно почитать о другой книге Ильфа и Петрова: