Не многие знают, что до развала советского союза в 1991 году. Подавляющее большинство русских населяющих территории современного Кавказа: Чечни, Дагестана, Карачаево-Черкесии и прочих южных регионов зачастую имели или имеют фамилии которые заканчиваются на "О". Петренко, Вдовиченко, Москаленко, Бондаренко итак далее.... Так называемые казаки по происхождению.
Да что там далеко ходить, у меня мама терская казачка из под Кизляра, родилась в одной из станиц, носила девичью фамилию отца с окончанием на "О". Её языковой набор как и остальных русских с территории Кавказа часто имеет серьёзный комплект украинских слов и типичное "гэканье". Вообще есть интересный казус, что сами русские, кто не кавказского происхождения на тех территориях казаки терские по определению и это знает каждый со школы. На Кубани соответственно казаки уже кубанские... А в Ростовской области донские... Это само собой не каждый выпячивает, просто не большая галочка в сознании о своём происхождении.
Причем зачастую под казачеством Кавказа упоминается именно казачество Северного Кавказа.
Большинство современных кавказцев которых я встречаю в Москве рождённых после 1991 года, постоянно удивляются что терские казаки с Кавказа имеют идентичную атрибутику, фольклор, одежду, танцы и все вытекающие схожие с местным коренным исламским кавказским населением. Это и лезгинка и папахи и бурки и вообще полная копия одежды. Вот так навоевалось казачество, что фактически имеет если не идентичную, то параллельно идентичную культуру со всем местным населением всего Кавказа, это и чеченцы, и аварцы и любые другие кавказские национальности объединённые под куполом общей культуры. А ещё сейчас пошла мода говорить что русские это не кавказцы или русские это не украинцы и наоборот, поди там разбери...
Конечно казачество имеет и ряд отличительных характеристик от местного населения, впрочем как и местное население перенимает зачастую свойства русских терских казаков. Виноград рос в каждом дворе. Для казачьих станиц традиционными были сорта «терский алый» и «терский чёрный». Из них казаки делали молодое вино - чихирь. В то время оно было очень распространено на Кавказе. Сейчас сказали бы, что это был казачий кавказский бренд. Его запечатлели в своих произведениях Пушкин, Лермонтов и Толстой. Моя мама рассказывала, что у них вино не пили, у них просто ставили ведро на стол и употребляли его как воду... Склонность к вину у украинского казачества тоже зашкаливающая.
Сейчас со смещением акцента русской культуры с Кавказа, понятие "Чихирь" до сих пор фигурирует в обиходе языка среди например дагестанского населения, когда в Чечне вероятно домашнее вино не делают вообще.
Мне удалось съездить на родину моей мамы, где я бывал неоднократно в детстве и даже найти родственников двоюродных братьев и сестёр в количестве 3 штук и уже их детей. Где я бывал последний раз 27 лет назад будучи ребенком.
И получить печальную весть, что мой родной дядька, мамкин брат терский казак умер.. Причиной смерти стало чрезмерное празднование 23 февраля и вытекающий инфаркт на следующий день от абстинентного синдрома.... Вероятно хорошего домашнего чихиря в Дагестане давно нет.
Увы ситуация с конфликтами и войнами на Кавказе конца XX века пишет свою судьбу и реальное русское население к примеру Чечни в 1989 году составляло 24,8 %, то сейчас оно еле набирает 1.21 %. Та же история если не хуже и в Дагестане, говорят осталось около 24500 русских людей. Однажды путешествуя автостопом по Дагестану один пожилой водитель сказал мне что остались или те кто живут одним днём или те кто не дружат с головой из "ваших"...
Гуляя по летнему Кизляру набрёл на ряд домов в которых жили другие наши родственники с фамилиями на "О" или просто знакомые друзья... Казачьи характерные дома как и в Абхазии бывшие дома русских, стоят в ветхом виде и имеют вероятно новых местных владельцев.
Выше на фото дом наших родственников, уже не жилой... А ниже фото ещё жилого дома...
Есть дома относительно и получше... Само собой "хаты" имеют казачий колорит.
Это грустная история которая затрагивает целый пласт истории нашей страны, целой эпохи, огромных масс народа и лично меня. Многие местные кто встречался на пути в Дагестане, говорили с тоской, что ждут возвращения русских обратно... Ещё я узнал что фактически из русских в Дагестане остаются лишь пожилые учителя... Встретил пару русских "алкоголиков" которые почему то носят бушлаты времен чеченской войны... Одна была женщина потрёпанного вида и второй пожилой мужик который сидел на корточках у дороги с серьёзной щетиной и пропитого вида. Почему они летом в бушлатах история умалчивает... Возможно это как то укрывает от гнева местных к их образу жизни... с участием чихиря.
Подписывайтесь на канал, я давно путешествую и пробую перо... так же у меня есть видео на канале в том числе, где я искал родственников в Дагестане...
Спасибо!