В российский прокат, наконец, вышел фильм Майкла Манна, посвященный культовой личности — Энцо Феррари. Его имя навсегда вошло в историю, и это неудивительно. Название компании, основанной Феррари, до сих пор ассоциируется с роскошью, престижем и люксом, а яркие спорткары украшают собой коллекции богатейших людей мира. Кроме того, Феррари стал легендой и в мире спорта. Победы в гонках, трагические смерти участников команды и феноменальный успех до сих пор волнуют поклонников со всего мира. Разбираемся, каким получился фильм и почему те, кто ждут в нем гонки и экшн, разочаруются.
Современные режиссеры в поисках вдохновения все чаще стали обращаться к биографиям известных личностей. Музыканты, актеры, спортсмены, политики… Про кого только не вышли в последнее время около-документальные картины. Кинематографист Майкл Манн решил не отставать от тренда, и тоже с головой погрузился в ЖЗЛ (жизнь замечательных людей — прим. ред). На глаза режиссеру попалась книга спортивного журналиста Брока Йейтса «Энцо Феррари: Человек, машины, гонки». В ней автор подробно и со скрупулезной точностью рассказывал о непростом периоде в жизни культового инженера. Летом 1957 года Феррари переживал не самые легкие времена — компания оказалась на грани банкротства, скорбь от потери сына Дино все никак не утихает, кризис в браке с женой Лаурой становится все более очевидным, а любовница Лина Ларди требует, чтобы Энцо признал их внебрачного сына Пьеро. Собственно, именно в этот момент зрители и застают главного героя.
Поклонники экшена и динамичного сюжета, скорее всего, разочаруются. В первой половине фильма действие развивается довольно монотонно, уступая место внутренним переживаниям героя и его эмоциональному состоянию. Так, мы застаем Феррари (его играет Адам Драйвер) в постели с Линой Ларди. Неспешно просыпаясь, Энцо понимает, что опаздывает домой к завтраку. Там его уже ждет разъяренная жена, однако чувства супруги не сильно интересуют героя, ведь главная страсть протагониста — гонки. В них кроется не только спортивный интерес (а он у Феррари был на запредельном уровне), но и финансовое благополучие компании, ведь если машина приходит первой, то и количество заказов на сверхбыстрые автомобили растет с космической скоростью. По ходу сюжета мы узнаем, что Феррари решает участвовать в гонке Mille Miglia и собирает команду лучших гонщиков Италии. Победа поможет спасти бренд и обеспечить будущее внебрачного сына.
Тут сразу стоит сказать, что симпатии зрителей вряд ли останутся на стороне Феррари. На пути к цели он пренебрегает и чувствами близких, и даже жизнями своих гонщиков. Так, на тренировке погибает один из участников команды, однако это не вызывает у героя ни слезинки. Образовавшийся пробел он тут же «закрывает» новым экстремальным гонщиком (его тоже не ждет счастливый финал). Пожалуй, подобная честность со зрителем является одним из главных плюсов фильма. Вот, мол, посмотрите на великого человека - не всегда на вершину забираются конвенционально хорошие люди.
Все трагедии Энцо (как и путь на вершину) режиссер оставляет за кадром, показывая, что после достижения «успешного успеха» тоже есть жизнь. И не всегда она бывает легкой и безоблачной. Феррари, основавший крупнейшую и мега-успешную компанию, окруженный толпами фанатов, может страдать из-за смерти сына и гнетущего одиночества. Ведь именно она заставляет его эмоционально отгородиться от постоянных смертей.
Итак, первую половину фильма зрителю предстоит в буквальном смысле преодолеть. Наблюдать за семейными дрязгами, ссорами и руганью становится утомительно, и лишь один вопрос закрадывается в сознание: «Когда же нам покажут головокружительные гонки?». Подобного энтузиазма к опасному виду спорта режиссер не разделяет. Его больше интересует, какие люди участвуют в гонках и оставляют предсмертные записки своим возлюбленным накануне вечером. А ответ довольно прост, и кроется в членах команды Феррари. Например, новый участник — испанский аристократ Альфонсо де Портаго — готов пожертвовать жизнью ради победы. Его не останавливает даже тот факт, что дома ждет красавица-возлюбленная. Феррари в одной из сцен объясняет, что подобная приверженность риску идет из «внутренней пустоты».
Терпеливый зритель, дождавшийся второй половины фильма, возликует — наконец-то на экране появляются шикарные машины, а гонщики вступают в опасное противостояние с соперниками. С технической точки зрения все сцены на трассе сняты идеально: рев двигателей проносящихся мимо ретро-автомобилей смешивается с угрожающим звуком гремящих где-то под капотом механизмов, в отполированных красных капотах отражаются все страсти итальянской души. Оператор Эрик Мессершмидт ради создания эффекта погружения ставит камеру на плечо пилоту, благодаря чему каждый поворот зритель ощущает как будто проходит его самостоятельно. А вот о том, какое эмоциональное потрясение ждет зрителей в сценах с гонками, стоит умолчать. Как говорится, лучше один раз увидеть (спойлер — ничего хорошего с адреналиновыми наркоманами в картине не случится).
В целом, «Феррари» нельзя назвать классическим байопиком. Здесь нет каноничной формулы с тяжелой дорогой к успеху и триумфальной победой. Режиссер, подобно ученому, рассматривает под увеличительным стеклом эмоциональное состояние героя, основанное на нескольких днях из жизни Энцо — гения, подарившего миру быстрейшие автомобили, но пережившего сильнейшее горе. Стоит ли это смотреть? Пожалуй, да. Хотя бы для того, чтобы понять — и на Олимпе порой сгущаются грозовые тучи.
18+