Некоторое время назад я написала о сложностях развода в 19 веке и о том почему Анна Каренина так и не смогла получит желанную возможность брака с любимым человеком.
И в одном из откликов мне напомнили об еще одном произведении русской литературы, в котором отчетливо звучит тема развода. Возник вопрос, почему в пьесе Н.А Островского "Красавец мужчина", написанной в 1882 году, всего через 9 лет после выхода в свет "Анны Карениной", развод подается как нечто само собой разумеющееся и не требующее сверхсложных усилий, а в романе Толстого - это нечто очень сложное, что не смогла сделать Анна.
Я, конечно, помню и пьесу и очень приятный фильм с участием Олега Табакова и Марины Неёловой, но я решила еще раз перечитать пьесу, чтобы понять откуда это впечатление "легкости" происходящего и поняла, что оно очень обманчиво. Давайте разберемся.
Начнём с того, что в пьесе всегда больше условностей. На сцене театра невозможно показать всё то, что возможно описать в романе. Особенно в 19 веке. Толстой может позволить себе живописать страстную сцену между Анной и Вронским, тогда как Островский даже в сценах между мужем и женой вынужден соблюдать приличия. К тому же автор пьес ограничен прямой речью персонажей и короткими ремарками. А это значит передавать любую информацию он может только через призму характера, мировоззрения и интеллекта персонажа пьесы.
Пьеса "Красавец мужчина", как и всё вообще пьесы Островского, о мире денег, о мире где всё покупается и всё продаётся.
В центре пьесы супружеская пара Зоя Васильевна и Аполлон Евгеньевич Окоемовы. Зоя вышла замуж по большой любви и до сих пор безумно любит мужа, несмотря на 6 лет брака. Она добра, честна, немного глуповата и полностью доверяет мужу, в котором души не чает. Аполлон же женился исключительно ради весьма хорошего приданного Зои. Он, вообще, из рода альфонсов и приживальщиков, которые сделали товаром свою внешность и обходительность. Всех женщин он считает дурами, которых можно легко обвести вокруг пальца. Притворщик и эгоист, любящий только деньги он мнит себя великим умником и хитрецом, хотя ума достаточно посредственного. За годы брака он растратил почти всё приданное жены и решил, что неплохо бы развестись со ставшею обузой женой и найти новую с приличным состоянием. Понятно, что по законам того времени для того чтобы жениться повторно он должен был доказать измену жены. Причём додумался он до такого крутого, на его взгляд, плана не сам, а с подачи и при полном одобрении своего приятеля и наставника Никандра Семеныча Лупачева. Сей богатый и влиятельный господин, хоть и не принятый в приличных домах, ведёт весьма вольготную жизнь и имеет собственную "свиту", готовую на любую подлянку, как в прочем и сам Лупачев. Этот человек действительно умный и хитрый, при этом он привыкший удовлетворить любую свою прихоть и манипулировать людьми.
И именно от этих двух господ, Окоемова и Лупачева, мы и слышим о той самой "легкости" развода. Причём Лупачев убеждает в этом Окоемова, а тот, в свою очередь, своих дам. И тут первый вопрос, который стоит задать: А верят ли они сами в лёгкость развода, о которой говорят? Ведь как мы помним, это пьеса и мы видим только прямую речь, без указаний автора на мысли героя.
Давайте сначала вспомним какие трудности были с разводом и подумаем почему эти трудности могут представляться непреодолимыми Анне и пустяком Окоемову.
Итак, развод в России был долгим, дорогим и необходимо было организовать предоставление доказательств измены второй половинки.
Начнем с последнего. Именно организация доказательств измены Каренина, на мой взгляд, являлась краеугольным камнем в отказе Анны от развода. Стива Облонский добился от Каренина согласия, что тот признает себе виновным, но далее дело не пошло. Никто не озаботился ни поиском лжесвидетеле, ни даже придумыванием худо-бедно правдоподобной истории где, когда и с кем Каренин изменял Анне. Сама Анна, на мой взгляд, не способна ничего организовать, Вронский занимается чистоплюйствам и не готов участвовать в клевете, Стива вообще не любит утруждаться и свой разговор с Карениным считает вершиной помощи, которую он обязан оказать сестре. Каренину помогать в очернении самого себя было бы запредельной глупостью.
В отличии от них Аполлон Окоемов вообще не видит трудностей в добывании "доказательств". Всю организацию клеветы берет на себя Лупачев (о его мотивах мы поговорим позднее). Он все продумывает детально - кто будет "любовником" Зои, как будет выглядеть сцена "измены", кто будет свидетелями и даже как следует себя вести Аполлону. Самому же Окоемову остается только убедить жену в неизбежности развода и о необходимости взять на себя вину за него. Что кажется Аполлону Евгеньевичу не слишком сложным. Он привык манипулировать Зоей и получать все желаемое. Она по его мнению глупа и послушна. И хотя он испытывает к ней некоторое сочувствие, собственное удовольствие и любовь к деньгам у него превыше всего.
Окоемов.Ты знаешь мои дела. Если я и продам имение и как-нибудь расплачусь с долгом, чем же я буду жить потом? Не по миру же мне идти? Если б не это, разумеется, я бы не расстался с Зоей. Я не очень чувствительный человек и порядочно-таки испорчен, а мне ее очень жаль.
Совесть и порядочность тоже этим господам понятия неведомые.
Деньги. Развод требовал денег и Анна Каренина могла в этом смысле рассчитывать только на Вронского. Но сама просить денег она не привыкла. Муж обеспечивал все ее потребности без просьб с ее стороны. А Вронский ей денег предложить не спешит. Скорее всего ждет, когда кто-то другой возьмется за грязную работу и к нему обратятся за финансами.
Окоемов же привычно тянет деньги с влюбленных с него женщин. Продает имение жены, уговаривает Сусанну, которая мечтает выйти за него замуж, тоже продать имение и дать деньги на развод. В этой стихии он как рыбы в воде. Ничего сложного.
Время. Развод в России длился долго. Иногда занимал год, иногда и больше. В это время на супругов обрушивался нездоровый интерес публики. И если бы Анна начала процедуру развода с обвинениями мужа в измене, ей пришлось бы вести жизнь добропорядочной оскорбленной жены. Об открытом сожительстве с Вронским можно был забыть до достижения заветной цели. Но Анна нетерпелива. Ее страсть требует все и сейчас. К тому же она боится потерять Вронского, ревнует и не желает отпускать его от себя. Для нее вынужденная разлука (а Вронский собрался в Италию) непреодолимое препятствие.
А Окоемов? А Окоемов не испытывает по этому поводу не каких особых эмоций. Его ничто не подгоняет, никого из своих дам он не любит, деньги ему дают, так что нетерпение это по части его потенциальной невесты Сусанны. Это у нее любовь. Но, судя по всему, он успешно убеждает ее что большие деньги смогут решить эту проблему. Недаром же Сусанна в образе Оболдуевой поднимает эту тему.
Оболдуева. Только ведь этого вашего разводу долго ждать.
Окоемов. С деньгами скоро сделаем.
Верит ли он сам в то, что говорит? Возможно. Но даже если нет, то сложностью ожидание он явно не считает. Он вполне готов ждать, ведь это дополнительный повод выкачать из нетерпеливой дамы побольше денег.
Тут надо сказать, что сам Аполлон в измене тоже не виновен. Он порочит жену, обманывает Сусанну, а затем Оболдуеву, Все это крайне мерзко. Но физической измены, которая могла бы всплыть во время бракоразводного процесса, за ним нет. В отличии от Анны.
Кроме того, за спиной Аполлона стоит умный, богатый и влиятельный Лупачев, который уверяет его в успехе предприятия. Окоемов вполне доверяет его хитроумию и к тому же знает, что у Никандра Семеныча есть свой интерес в этом деле. Поэтому уверен - его не предадут. Но так ли это?
Никандр Семенович Лупачев давно и безуспешно мечтает заполучить местную красавицу Зою Окоемову. Еще до ее замужества он сватался к молодой девушке, но потерпел неудачу. Зоя была решительно была настроена выйти замуж по любви. Лупачев ей не нравился, что не удивительно, ведь в пьесе это "пожилой барин, очень широко живущий и бросающий деньги. Репутации не безукоризненной; в хорошем обществе не принят." Зоя предпочла Аполлона и Лупачеву пришлось отступить, но своих намерений он не оставил. Унижение Зои и развод с мужем для него желанная перспектива. Опозоренная и разоренная Зоя, оставшаяся без поддержки с средств к существованию, по его мнению, будет легкой добычей, согласившись стать его содержанкой.
Как же этот хитрый паук - господин Лупачев, напоминает господина Кнурова из "Бесприданницы". Они даже изъясняются одинаково.
Лупачев.Что за прелесть женщина! И кем окружена! Кабы этому бриллианту хорошую оправу. Нашла себе красивого мужа и рада. Эко счастье этому барашку! Ей не красивого, а богатого.
И чтобы получить свой "бриллиант" каждый из них безжалостно плетет свои сети и готов терпеливо ждать, когда жертва не сможет уже вырваться.
Именно поэтому господин Лупачев всячески поддерживает Окоемова и помогает ему. Но верит ли он сам в быстрый и легкий развод? Трудно сказать. Ведь он настаивает, чтобы после разыгранной сцены "измены" Аполлон сразу отказался от жены. Сам то Окоемов этого не планировал.
Лупачев. С такой сентиментальностью ты ничего не добьешься путного. Чтоб успевать в жизни, надо быть решительным. Задумал, решил и отрезал без всяких колебаний. Только так и можно достичь чего-нибудь. Только так и наживаются миллионы. Ты должен совсем оттолкнуть от себя жену, показать ей презрение, унизить ее.
Окоемов. Да для чего же это?
Лупачев. Для того, чтобы она поняла, что она опозорена, без средств, что ты для нее потерян навсегда.
Окоемов. И чтоб утопилась?
Лупачев. О нет! До этого не дойдет. Как они мужей ни любят, а любовь к жизни в них сильнее.
Окоемов. Ну, так для того, чтоб она к тебе бросилась?
Лупачев. Ну, уж это как она знает. Если она не глупа, так будет счастлива, и тебе жалеть ее будет нечего.
Окоемов. Признайся! Ты ее любишь?
Лупачев. Это до тебя не касается.
Окоемов. Ты за нее сватался, и тебе отказали?
Лупачев. Положим, что и так; что ж из этого?
Окоемов. Да ведь я ее ограбил, и я же ее отталкиваю; ведь я не разбойник. Нужно же мне успокоиться хоть на том, что она не останется без поддержки, не будет в крайней нищете. (Хватает себя за голову.)Впрочем, что ж я! Когда я разбогатею, я ей возвращу все, что отнял у нее.
Как видим, наш хитрый паук ждал 6 лет подходящего момента, но дожидаться "лёгкого и быстрого" развода не хочет. Может быть потому, что не слишком верит в его "легкость и быстроту" ?
Ему надо чтобы Зоя добровольно пришла к нему, и была благодарна за спасение. А замужем она или разведена для него разница небольшая.
Интересно то, что именно Лупачев держит руку на пульсе предполагаемого развода. Это он привлёк свидетелей, причем не абы каких, а своих прихлебателей Пьера и Жоржа. Сии молодые господа тоже не отличаются порядочностью и совестливостью. И скажут на суде все, что будет угодно господину Лупачеву. За определенную мзду, конечно. Мне писали, что сцена "падения" между Зоей и Олешуниным не слишком убедительна для того чтобы считаться изменой. Ну, так она может стать таковой в пересказе Пьера и Жоржа.
Конечно, если на то будет воля их покровителя. И вот тут, как мне кажется, главный момент в планах господина Лупачева. Как он и говорит Окоемову - все будет зависит от Зои. Если бы Зоя снова оттолкнула Никандра Семеныча, то получила бы позорный суд со всеми "подробностями ее падения", а если бы была "благоразумна", то, возможно, никакого развода бы и не было, а Пьер и Жорж даже и не вспомнили бы о том, что такое было, несмотря на все уговоры Окоемова. А если бы Зоя высказала свое особое расположение к господину Лупачеву и одарила бы его своей любовью, то как бы "изменщиком" при разводе не стал сам Аполлон. Ведь Лупачеву вполне могло прийти в голову жениться на Зое, ведь по пьесе он уже не молод. И уверена, если бы Лупачеву понадобилось, он бы нашел способ заставить Окоемова играть по своим правилам.
Однако, литература, как и история, не знает сослагательного наклонения. Сусанна Сергеевна с помощью Сосипатры Семеновны и собственного таланта перевоплощения разоблачила Аполлона Евгеньевича, а практичный и добросердечный Наум Федотыч спас Зою от разорения. "Хитрец" Окоемов остался и без денег "невесты" и без денег жены. И хотя добросердечная Зоя выкупила векселя мужа, развод стал для Аполлона делом ненужным, да и не возможным. Деньги Сусанны он уже не получит, а господин Лупачев, у которого из под носа уплыла вожделенная жертва, вряд ли будет и дальше помогать неудачливому приятелю. Так что "легкий и быстрый развод" так и остался только в воображении Аполлона Евгеньевича Окоемова. Смог бы он его осуществить на практике, если бы ситуация сложилась по другому, сказать трудно. Все-таки, как ни крути, развод в Российской империи был делом не простым.
P.S. Финал у пьесы открытый. Зоя уехала, но она по-прежнему жена Аполлона. В его положении лучшим вариантом будет примирение с женой. Простит ли она его или ее безоглядная любовь превратится в презрение трудно сказать. Но вернуть былое доверие уж точно не получится.