Найти тему

«Иван Васильевич меняет профессию…» и одежду. Что носил царь в фильме Л. И. Гайдая?

Новогодние праздники – хороший повод пересмотреть советские фильмы. Среди них одна из любимых многими комедия Л. И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», снятая в 1973 году. В киноленте эффектно воспроизведены одежды всех героев и в особенности исторических персонажей. Для князя Милославского, Марфы Васильевны, бояр, стражников и стрельцов шились костюмы из современных тканей, в отделке которых угадывается синтетическая нить. Для образа Ивана Грозного ткани подбирались более сложным путем.

Фрагмент комедии Л.И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.
Фрагмент комедии Л.И. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», 1973 г.

Одежда царя украшалась элементами золотной вышивки, которая использовалась в народных костюмах и церковных облачениях. Костюмеры не копировали старинные образцы, а использовали самые настоящие исторические фрагменты вышивок.

В сцене «с послом» и «за трапезой» костюм царя меняется. Образ изобилует золотом: головной убор, копирующий шапку Мономаха, богато расшитые с каменьями бармы и длинная узорчатая одежда. В ХVI столетии Иван Грозный на торжественном приеме надел бы ферязь – одежду до пола с длинными рукавами. В комедии Л.И. Гайдая царь облачен в дьяконский стихарь. Вероятнее всего, съемочная команда при выборе реквизита ориентировалась только на роскошь парчи, не зная истории этого облачения.

В действительности стихарь в киноленте Л.И. Гайдая был связан не с царем Иваном Грозным, а с последним императором России. Это облачение являлось частью большого священнического комплекта, специально выполненного к 14 мая 1896 г. для коронации на царство Николая II. Государственный заказ на изготовление одежд для дьяконов, священников и архиереев был поручен фирме братьев А. и В. Сапожниковых, которая славилась своим мастерством в изготовлении золотной парчи. В основе рисунка ткани было изображение растительных элементов и двуглавого орла под короной со скипетром в правой лапе. Сапожниковы вдохновились старинным парадным кафтаном царя Федора Алексеевича, который в 1696 г. был перекроен в саккос для патриарха Адриана. Ткань для этого одеяния - аксамитный бархат - была изготовлена в Венеции по заказу царского двора. Из нее шили "царское платно" - одежды членов царской семьи для самых важных торжественных церемоний. На золотном бархате были вытканы гербовые орлы в аксамитной технике - золотыми петельками. Этот предмет сохранился до наших дней, и полюбоваться им можно в экспозиции Оружейной палаты.

Саккос патриарха Адриана. 1696 г.; бархат золотный - Венеция, XVII век. Музеи Московского Кремля. Источник: https://dzen.ru/a/YzGUkfqVTzz_JpkF
Саккос патриарха Адриана. 1696 г.; бархат золотный - Венеция, XVII век. Музеи Московского Кремля. Источник: https://dzen.ru/a/YzGUkfqVTzz_JpkF

Сапожниковы вновь возродили этот старинный узор, но уже не в бархате, а парче. Художественная стилизация проявилась не только в графическом рисунке ткани, но также и в ее фактуре. На венецианском бархате орлы были вытканы в аксамитной технике (золотными петельками), благодаря чему они возвышались над бархатным фоном. Сапожниковы для имитации аксамита выбрали золотную нить волнистой фактуры. Выработка такой ткани даже на механических станках требовала большого мастерства и продолжительного времени.

После завершения коронации на царство Николая IIвсе облачения были пожалованы духовенству; каждый из участников этого события хранил у себя памятный дар. На сегодняшний день ансамбль коронационной ризницы разрознен и находится в различных музейных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Дагестана.

В собрании Государственного музея истории религии также имеются детали этого облачения.

Как тут не вспомнить цитату Жоржа Милославского: "- Эврика! Царские шмотки! Одевайся, царем будешь!"

В советское время еще с 1950-х гг. существовала практика безвозвратной передачи предметов из музеев в киностудии для съемок исторических лент и экранизаций русских волшебных сказок. По всей видимости, стихарь для комедии Л. И. Гайдая был взят в одном из московских музеев. Если вам интересно, какие еще музейные экспонаты "снимались" в отечественном кинематографе, можем предложить рассказ об Эрасте Гарине и штофе, Кирилле Лаврове и образке св. Николая, а также ряде других популярных фильмов, которых были задействованы музейные предметы.

Теперь мы знаем новую деталь истории о старом любимом фильме!