Найти в Дзене
Музей истории религии

В фильмах играют не только актеры? Рассказываем о музейных экспонатах, "снявшихся" в кинолентах

Полтора года назад в нашем музее проходила выставка "Стоп! Снято!", представившая подлинные предметы разных религий, ставшие в советское время экспонатами музея, а затем использованные кинематографистами в качестве реквизита. Облачения, иконы, кресты, амулеты, шаманский бубен, буддийские маски… Музейные экспонаты снимались в картинах Сергея Эйзенштейна, Леонида Трауберга и Григория Козинцева, Глеба Панфилова, Александра Алова и Владимира Наумова, Элема Климова, Никиты Михалкова и других режиссеров. В лентах этих прославленных режиссеров, среди которых «Октябрь», первая звуковая картина «Ленфильма» «Одна», «Овод» с легендарными Олегом Стриженовым, Николаем Симоновым, дебютный фильм Глеба Панфилова «В огне брода нет», фантастический фильм по роману Александра Беляева «Завещание профессора Доуля», советско-итальянский фильм с Марчелло Мастроянни «Очи черные», внимательный зритель может увидеть предметы из собрания Музея.

Сегодня мы запускаем цикл сюжетов, посвященных этим предметам. И завязка нашего цикла совсем не тривиальна!

Любители ли вы детективы? Мы их просто обожаем! Сегодня наш рассказ об образке Св. Николая, который можно увидеть в одном популярном советском детективе.

С конца 1960-х годов в советском публичном дискурсе распространился мотив переосмысления русской истории, переоценки древнерусского искусства и народной религиозности.

Это отразилось и в советском детективном кино: появились сюжеты, связанные с торговлей антиквариатом, частыми героями стали коллекционеры, собиратели икон, эксперты, реставраторы, сотрудники музеев. У религиозных предметов, попадавших на съемки в фильмы этого жанра, появляется новая характеристика, отныне это – «дорогая старинная вещь», «ценный предмет».

Художники детективного фильма режиссера Евгения Татарского «Колье Шарлотты» (1984 г.) отобрали в Музее истории религии и атеизма (тогда он назывался так) четыре небольших образка: два каменных сувенирных, привезенных из Палестины, и два старообрядческих, резной на кости и медный, встроенный в украшенную филигранью основу. В итоговый кадр попал тот из них, который создавал образ религиозной древности.

Образок представляет собой полую металлическую коробочку, которую в начале XX века непрофессиональный мастер украсил филигранью и эмалью и вставил две жемчужины невысокого качества. В центр он поместил обрезанную по краю медную литую иконку св. Николая Чудотворца, изготовленную в XIX веке. Подобные медные иконки во множестве выпускали кустарные старообрядческие мастерские в XVIII–XIX веках.

В фильме вокруг этого образка построен диалог между следователем Серегиным (в исполнении Кирилла Лаврова), специализировавшемся на расследовании дел, связанных с антиквариатом, и его начальником:

– Не могли бы вы нам рассказать, что это за штучка?
– Ну, на первый взгляд эта вещичка – произведение искусства XVI века.
– Неужели самого Ивана Грозного?
– Надо произвести тщательный анализ, атрибутировать и так далее. Во всяком случае, котироваться эта штучка должна весьма высоко.

-2

Из этой сцены видно, что перед художниками фильма стояла задача подобрать предмет, создающий впечатление дорогой вещи. При этом дороговизна связывалась с исторической и художественной значимостью.