Полтора года назад в нашем музее проходила выставка "Стоп! Снято!", представившая подлинные предметы разных религий, ставшие в советское время экспонатами музея, а затем использованные кинематографистами в качестве реквизита. Облачения, иконы, кресты, амулеты, шаманский бубен, буддийские маски… Музейные экспонаты снимались в картинах Сергея Эйзенштейна, Леонида Трауберга и Григория Козинцева, Глеба Панфилова, Александра Алова и Владимира Наумова, Элема Климова, Никиты Михалкова и других режиссеров. В лентах этих прославленных режиссеров, среди которых «Октябрь», первая звуковая картина «Ленфильма» «Одна», «Овод» с легендарными Олегом Стриженовым, Николаем Симоновым, дебютный фильм Глеба Панфилова «В огне брода нет», фантастический фильм по роману Александра Беляева «Завещание профессора Доуля», советско-итальянский фильм с Марчелло Мастроянни «Очи черные», внимательный зритель может увидеть предметы из собрания Музея.
Продолжаем серию историй об экспонатах музея, побывавших на съемочной площадке. Итак, новый сюжет!
Однажды знаменитый актер Эраст Гарин снимал кино и разбил музейные предметы…
Дело было в 1935 году, фильм назывался «Женитьба», а Гарин был одновременно и режиссером, и исполнителем главной роли. Для этого фильма киностудия «Ленфильм» запросила у Музея истории религии несколько предметов, в том числе стеклянный штоф с царским гербом и инициалами императрицы Екатерины II. Что произошло на репетиции перед съемками, можно прочитать в объяснительной записке Эраста Гарина, хранящейся в музее:
«….во время съемки объекта «Комната Анучкина» <…> была занята дрессированная собака прыгающая через шпагу. Во время репетиции с прыжками, собака своим хвостом опрокинула небольшой круглый столик на котором стояло несколько бутылок из под вина, квадратный штоф из стекла, и кроме того разложены разные другие предметы как-то: две трубки, табакерка с табаком, два подсвечника и т.д. В результате названного случая были разбиты все бутылки, штоф и одна трубка (глиняная), финифть, и погнут один подсвечник…» (орфография и пунктуация источника сохранены).
Так музей лишился двух предметов – штофа и финифти. И одновременно мировой кинематограф лишился режиссерского дебюта Эраста Гарина: фильм вышел на экраны в 1936 году, но уже в следующем - 1937 году его сняли с проката и все копии уничтожили. Как раз началась борьба с «мейерхольдовщиной» , а Эраст Гарин был любимым учеником Мейерхольда. О том, как выглядел фильм «Женитьба», сейчас можно судить только по сохранившимся фотографиям. Но, увы, на них нет ни музейного штофа, ни прыгучей собачки.