Святочная история - это обязательно про благость и подарки? Ну-ну...
В комментариях под статьей о том, что "Ванька" А.П.Чехова (который "...на деревню дедушке") - это рождественская история, мне накидали много мнений про неправильность такой классификации. И неважно, что именно так определял рассказ сам автор.
Главный аргумент: уж больно история страшная и тяжелая. Сплошное издевательство и безнадега. А Рождество - это про свет, радость, подарки и прочую сбычу мечт.
Но у нас вообще плохо представляют, что такое рождественская история. И дело не только в том, что несколько поколений жили и воспитывались в советском атеизме, а их потомки примкнули к ставшей социально-одобряемой вере весьма условно.
Хотя и в этом, конечно, тоже. Много ли сейчас среди тех, кто относит себя к христианам, по-настоящему воцерковленных и глубоко понимающих суть религиозного учения? Для большинства все это красивые картинки, малопонятные, но торжественные обряды с оттенком театра, интересные кулинарные традиции, ну и некоторое подобие психотерапии.
Поэтому редко кто осмысляет рождественскую историю как соприкосновение с Высшими Силами и Их суд. Нам кажется, что эти Силы должны чистых духом страждущих вознаградить приятной материальностью: поезд с игрушками приедет, старичок пряниками одарит, сиротку добрые люди обогреют, неправедно осужденного оправдают и конфискованное добро вернут и т.п.
Но ведь по религиозным воззрениям главная жизнь - жизнь вечная. На этой бренной земле люди духовными трудами лишь нарабатывают себе очки для последующего предъявления перед Всевышним, когда и будет определено место и качество дальнейшего обитания. А уж кому и сколько пребывать в здешней юдоли скорби и сколько испытаний нужно снесть - то нам неисповедимо.
И также неисповедимо, какое решение примут Высшие Силы в сокровенный миг Рождества. Вдруг пошлют новое испытание, прохождение которого поднимет человека на новый духовный уровень? Или оберегут от сладкого соблазна, искушения, который всем прочим виделся чудесным шансом? А то и вовсе сочтут, что человек достаточно совершил духовных подвигов, да и разрешат его от дальнейших страданий, позволив душе покинуть тело и унестись в горние выси.
Так что если кому-то история Ваньки кажется мрачной (а в полной авторской, не урезанно-хрестоматийной, истории есть много светлых ноток), то вспомните "Девочку со спичками" Г.-Х.Андерсена.
— Она хотела погреться, бедняжка! — говорили люди. Но никто и не знал, что она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям на небо!
Но есть и вторая причина нашего отношения к рождественским рассказам. В классическом виде этот жанр более присущ католикам и протестантам. А православным ближе другая разновидность, рассказы святочные.
Принесенное на Русь христианство крепко сплетено с народной языческой обрядностью. Все эти приметы, связанные с именами святых, привязка природных явлений к датам церковного календаря, страсть к чудесам. А то и откровенно-языческая обрядность: гадания, сакрализация еды, карнавальная культура и прочее.
Важнейший отголосок язычества - Святки. Двенадцать дней после окончания рождественского поста, особые дни обновления вселенной. "Пограничные" дни, когда духи предков и прочие пришельцы из-за черты незримо присутствуют в этом мире, взаимодействуют с живущими. Могут и помочь, и вознаградить, и предсказать будущее, и напугать, и наказать.
Соответственно, в русском святочном рассказе особое внимание уделяется каким-то обрядам, гаданиям, странным происшествиям, удивительным случаям, а также временным помутнениям сознания, попаданием вполне здравых и добропорядочных людей в странные ситуации и т.п. И чаще всего такие рассказы заканчиваются хорошо именно с точки зрения простой бытовой логики: больной выздоравливает, бедняк получает богатство, девушка обретает семейное счастье, обидчик оказывается просрамлен.
У меня дома есть сборник "Святочные рассказы".
Под одной обложкой собраны рассказы настолько разные, что, читая их по-отдельности я вряд ли заметила бы общность их темы. И среди них практически нет "сладеньких". Да и трудно ожидать сиропной сладости от Чехова, Короленко, Лескова. О некоторых я потом расскажу.
А пока предлагаю самим припомнить какие-то прочитанные истории и решить, к какому поджанру они относятся: к рождественским или святочным?
Еще на канале по теме: