Часть 2
Как же хорошо было в деревне. Я её полюбила с первых дней. Вечер, небо в звёздах, крыши в снегу, а заборов так вообще не видно, из труб вьётся дымок и исчезает в воздухе. В окошках горит свет, и кажется сейчас начнётся сказка. Такие зимние пейзажи я много раз видела на новогодних открытках. Наверное, художник побывал у нас в деревне и изобразил её на ней.
В доме тепло, трещат дрова в печи. Булькает чайник с заваренным шиповником.
Единственное, что омрачало всю красоту, это болезнь мамы. Она не жаловалась, но мы с бабушкой видели, как ей плохо. Приходил доктор, смотрел, велел сдать анализы, а потом разводил руками, что мол не знает, чем помочь. Бабушка поила маму травами, мазала ей спину какими-то мазями, но она угасала на глазах. Весной мамы не стало. Бабушка сидела у гроба, поджав губы, и держала меня за плечи. А я рыдала за всех. Мне было так обидно, что я не успела вырасти и придумать лекарство от всех болезней, ведь я обещала маме обязательно такое придумать.
- Мамочка, - кричала я, - почему ты не дождалась, я ведь уже большая, осталось чуть-чуть подождать.
К лету стало легче, да и работа отвлекала. Я с бабушкой пасла гусей, встречала корову Зорьку, кормила курей, делала грядки. А вскоре уже сама ходила за коровой. Она у нас была очень красивой, с белым пятнышком на лбу и с длинными ресницами.
- Зоренька, Зоренька, иди домой, -говорила я ей, -а она поворачивалась ко мне и мычала, будто понимала. Ещё у нас была рыжая собачонка. Бабушка её называла Брехушкой.
- Бабушка, - спрашивала я, - почему ты её Брехушкой называешь.
- Да она лает на всех подряд, муха пролетит и то лает, Брехушка она и есть Брехушка.
В деревне все мою бабушку называли Паслёновна, хотя у неё было красивое имя Дина.
Как-то раз к нам пришёл дед Иван, а я была во дворе.
- Внучка, - спросил дед, позови- ка, милая, Паслёновну.
- Кого? Бабушку? – уточнила я.
- Ну да, бабушку, Паслёновну - недоумевая повторил дед.
- Бабушка Дина, а почему тебя все называют Паслёновной, это что фамилия такая.
- Да нет, внучка, война была, есть было нечего, а к нам в деревню на постой отряд солдат пришёл. Распределили их по домам. А паслёну в том году уродило как никогда. Вот я собирала его и пироги пекла, кормила ребят, а они ели и нахваливали. Ещё и товарищей приводили.
- Угости, хозяюшка, пирогами своими знатными, уж больно их хвалят.
- Я угощала, а они радовались, как малые дети, ведь эти ягоды вроде и сорняк, а не везде растут, некоторые про них и не слыхивали. Вот и прозвали меня Паслёновной, а потом и наши подхватили, да так до сих пор и называют. Да я не обижаюсь. Как созреет паслён, напечём с тобой пирогов и попробуешь.
- Бабушка, а расскажи ещё чего-нибудь.
- Подрастёшь, расскажу, а сейчас малая ещё, не поймешь.
Летом мы часто ходили на кладбище. Было оно в стороне от деревни.
- Завтра долго спать не будем, - говорила она, - корову подою и пойдём, мамку твою попроведаем, Ангелинушку мою.
Мы с бабушкой подвязывали платки, брали котомку с водой и едой и шли на кладбище. Солнце только вставало. Пели петухи, просыпалось всё живое. На кладбище было тихо, только в траве стрекотали кузнечики. Пахло чабрецом и другими душистыми травами. А мамина могилка сплошь заросла дикой земляникой. Бабушка крестилась, читала шёпотом молитву, а потом выдёргивала высокую траву. Мы долго сидели с ней, расстелив платок на траве, кушали. Бабушка говорила, что надо помянуть маму. Она горько вздыхала, думая о чём-то своём. Потом мы шли к другой могилке. Было видно, что она давнишняя, на деревянном кресте белыми буквами было написано «Алексей Ефимов».
- Бабушка, а тут кто похоронен?
- Человек хороший, внученька, дедушка твой.
Я тогда не понимала многого и не задавала вопросы, всему своё время. К концу августа стал созревать паслён, я его собирала, а бабушка Дина пекла пироги и варила варенье. Пироги действительно были очень вкусными. Приходил дед Иван.
- Какие пироги у тебя Паслёновна, я ещё их с войны помню, - нахваливал он.
А ещё я любила пирог с куриными потрошками. Корочка пропитается жирком, хрустит, а аромат на весь дом.
В семь лет я пошла в школу. Бабушка в августе продала нашу Зорьку, а на вырученные деньги купила мне школьную форму, обувь, пальто и портфель. Жалко было корову, я плакала, провожая её со двора. Но бабушка сказала, что она уже старая заготавливать сено, и что наша Зорька будет жить у хороших людей.
Наша школа размещалась в небольшом помещении и состояла из двух классов и коридора с печкой. В моём классе училось десять ребят. Одни были такие как я, другие постарше. В одном кабинете учились дети первого, второго и третьего класса. А в другом кабинете учились старшие ребята, их было восемь человек. Девятого и десятого класса в деревне не было, надо было ехать в другой посёлок и жить там в интернате. В школе было две учительницы. Пока мы писали в тетрадях, Анна Андреевна спрашивала других детей, а потом наоборот.
Пальто, которое мне купила бабушка, было на вырост. Когда я его надевала, ног не было видно и, казалось, что пальто с головой и руками идёт само по себе.
- Это ты Полина или пальто ходячее? – громко смеялся Петька из старших классов, - упадёшь, тебя снегом занесёт. И он иногда в сильные метели провожал меня домой.
В третьем классе я подросла, из пальто стали выглядывать ноги. Петька уже не смеялся, но всё равно, по привычке, наверное, провожал домой.
Школа могла бы гордиться мной, я училась на отлично. Наталья Антоновна, учительница старших классов, говорила, чтобы я ехала в Егорьевку учиться дальше. Но я решила поступать после восьмого класса в медучилище на фармацевта, это была моя давняя мечта.
Училище я закончила с красным дипломом и решила немного поработать по специальности, чтобы помочь бабушке, а потом уже поступать в мединститут.
Все каникулы я проводила в деревне. На тот момент, когда я закончила учиться, осталось всего шесть жилых домов. Остались те, кто не хотел или не мог перебраться в другую, большую, деревню или район. Я говорила бабушке, что пойду работать и заберу её в город, но та категорически сказала, что родилась здесь и помрёт здесь, и чтобы похоронила я её возле дочери, и дедушка Алёша недалеко.
- А ты мне про дедушку так и не рассказала, - напомнила я ей.
- Расскажу.
Бабушка немного задумалась, как бы собираясь с мыслями, которые возвращали её в детство.