Нет ничего более противоестественного, чем обездвиженный ребенок. Дети могут прыгать и бегать даже с температурой 39.
Учитывая, что движение для ребенка синонимично процессу развития, то можно сказать, что в момент просмотра телевизора, телефона, планшета и т.д., ребенок останавливается в своем прогрессе.
Конец морализаторского отступления
Для того, чтобы следить за строчкой в процессе чтения и письма и не “съезжать" с неё, ребенок должен:
-иметь развитое бинокулярное зрение,
-уметь зрительно фокусироваться,
-"прокачать" к школе саккадические (скачкообразные) движения глаз.
Как и когда развиваются эти три зрительные функции?
Бинокулярное зрение развивается до 4 лет при наличии двух условий:
-широкое (пространственное) поле зрения
-возможность рассматривать 3D - объекты в этом пространстве.
Соблюдаются ли эти условия при просмотре гаджетов и ТВ? Нет.
Что происходит при частом/длительном потреблении ребенком этого контента?
Те мышцы глаза, которые отвечают за развитие трёх вышеуказанных зрительных функций недополучают стимуляции и начинают работать более дефицитарно.
А как мозг осуществляет свою руководящую функцию? По принципу обратной связи. Если какая-то функция в организме недостаточно востребована, она начинает угасать.
То же самое происходит и с бинокулярным зрением, развитием умения зрительно фокусироваться на важном и саккадическими движениями глаз при частом и/или длительном просмотре гаджетов/ТВ.
Хочу отдельно подчеркнуть, что мы говорим о детях с сохранным зрением, но с нарушением обработки мозгом входящей зрительной информации.
Таким образом, к школе ребёнок приходит хуже зрительно-физиологически подготовленным. Как ребёнку прочитать длинное слово, перенесенное на следующую строку, если фиксироваться на строчке - это сложновыполнимая задача? Будет теряться смысл прочитанного.
Как прочитать предложение целиком, если из-за трудности фокусировки глаз и недосформированных саккад строчки "прыгают", а буквы - "меняются" местами? Это создает предпосылки к дислексии.
То же самое в отношении дисграфии. Ребенку со зрительными дефицитами требуются сознательные усилия и постоянный "лобный" контроль, чтобы написать то, что он видит и слышит. Таким образом, сам навык письма будет автоматизироваться с трудом.
А ведь одновременно с этим школьник должен думать, ЧТО он пишет (грамотность) в то время, как мозг все ещё не может автоматизировать - КАК (технически) писать, чтобы получалось ровно и все элементы букв были на своём месте.
В норме к середине первого - началу второго класса дети уже не думают, как выводить буквы и концентрируют внимание на грамотности. А зрительные и зрительно-вестибулярные дисфункции не позволяют осуществиться этому переходу. В результате всякий раз такой ученик пишет слово, как в первый раз, с большим волевым напряжением. И ресурса на то, чтобы при этом вспоминать правила, у такого ребенка уже нет.
Отдельно хочу сказать о том, как вредно сокращение часов по чистописанию в 1 классе. А в некоторых модных программах чистописания нет вовсе. В некоторых программах дети в 1 классе пишут печатными буквами карандашом на неразлинованом листе бумаги. Тут даже нормотипичный ребенок не прокачает такой важный для мозга навык, как письмо. А что уж говорить про детей с трудностями школьного обучения!
- Ольга Кулакова, руководитель Нейростудии.