В ноябре 2022 года наша семья в Киргизию. Восьмилетний сын Лёвка начал осваивать программу 2-го класса на семейном обучении.
Я наивно предположила, что с английским спешить не стоит — мы хорошенько за него возьмёмся после переезда, и пойдёт у нас гладко, как по маслу. Но адаптация к новому дому, городу, культуре и ещё очень многому отнимала уйму времени, сил и денег.
Тем не менее, сейчас, спустя год, второй класс благополучно освоен, начат третий и вот теперь это вполне гармонично встроено в наш ритм жизни. Не то что в начале.
Итак, как это было.
Мы с мужем отчаянно работали и зарабатывали, так что на учёбу обращали внимание по остаточному принципу. Благо, сын любитель читать. Думаю, это нас и спасло. После завтрака он садился за стол с книжками и тетрадками, в которых я наспех наклеила закладок, чтобы промаркировать план на сегодня. Кроме этого, 4 дня в неделю Лёва писал диктант слов на 40 и один раз в неделю — сочинение в стиле «что вижу, то пою». У меня была идея не потерять его способность писать и максимально сформировать интуитивную грамотность практикой.
Теорию он черпал из книжек, но я, признаться, не особо-то это проверяла. Дело в том, что писать гораздо труднее, чем читать. Это самое сложное, что встретилось нам на тот момент в учёбе. Поэтому ему я уделяла самые большие крошки своего родительского внимания. Нужны кропотливость, старание, высунутый язык и сосредоточенность. Наверное, можно было и лучше, но результат по весне вполне меня устроил. Диктанты сын пишет без ошибок, все орфограммы по 2-му классу замечает и уже не закатывает глаза при слове «диктант».
Аттестацию по математике за 2-й класс он сдал ещё до переезда, так что мы купили ему пару тренажёров для 3-го класса, и он их постепенно осваивал.
Чтение, окружающий мир, прочие предметы — все читабельны, а значит, точно нет повода беспокоиться. Я хорошенько собралась с духом, составила список книг, произведений и тем, которые Лёве надо пройти, вручила ему список и раз в неделю проверяла, насколько далеко он продвинулся. Для пущей важности и острастки спрашивала строгим голосом, как звали тётушку Тома Сойера и как выглядит кварц.
Занятия английским языком мы начали в ноябре. Я имею опыт репетиторства, и раньше мы играли в «Зверобуквы», «Доббль с животными» на английском, и назвать сына полным нулём в языке не могу. Обрывки слов, подслушанное из моих давнишних уроков с учениками — какой-то английский туман в его голове блуждал.
Мы начали с учебника В. Скульте. Учебники, предлагаемые в обычных школах, мне не нравятся. Так что я одним глазом заглянула в тренировочную аттестацию, а другим — в выбранное мною пособие и потихоньку пошла вперёд. В школах сейчас не уделяют внимания письменным английским буквам, что я считаю непростительным грехом, так что мы начали с прописей.
Двигались медленно месяца три. Потому что буквы печатные и письменные выглядят по-разному, читаются не так, как называются в алфавите. В общем, вы и сами знаете, как оно бывает в начале изучения. А это значит, что часа полтора-два в неделю мне надо было выкроить.
На четвёртый месяц что-то в голове у моего юного лингвиста щёлкнуло, дзинькнуло, и механизм заработал. Лёва вдруг начал читать, понимать, стало очевидно, что усилия не напрасны. Наверное, тогда моё напряжение по поводу учёбы и сдачи аттестации стало потихоньку уходить.
Это было в марте. И в это же время мы созрели до секций и кружков.
Здоровье у нас в приоритете, так что записались в бассейн. Людей немного, молодой энтузиаст-тренер, и поплыл наш Лев дельфинчиком. Цены не отличаются от московских, но мы не капризничали. Есть, и на том спасибо.
До переезда Лев занимался ещё тхэквондо. Немного привыкнув к режиму посещения бассейна, мы начали искать тренера по единоборствам. Нашли нескольких в апреле. Посетили везде пробные занятия и выбрали неожиданно тренера-девушку, преподававшую на базе частной школы. Десять ребят в группе, своих воспитанников она любит, это было видно сразу, и мы остались. 1 месяц по 3 раза в неделю — 1000 сом, в рублях примерно столько же.
Честно говоря, мне этого было вполне достаточно, но в мае случайно нашлась шахматная школа. Их в Киргизии много, и шахматы здесь в почёте. Мужчины, приходя в гости, играют с хозяевами, обсуждают события шахматного мира. Здесь все в теме. Лёвка с четырёх лет азы осваивал, время от времени мы с ним играли. Без особых ожиданий решили и здесь попробовать.
Оказалось, ему страсть как нравится. И опять же, тренер попался волшебный. Как-то он проникся к сыну. А тот в свою очередь решал задачи, учил дебюты, понабрался терминов, которые и мне незнакомы. И пошёл развиваться. Начались турниры, соревнования, знакомства. Именно здесь обнаружили у сына если не талант, то сильный интерес к этой игре.
После переезда из Оша нас благополучно передали местному тренеру по шахматам, в группе которого Лев и занимается сейчас. И даже участвовал в международном турнире.
Здешние педагоги больше напоминают учителей из советских фильмов. К учителю обращаются «агай», что дословно и означает «учитель». Да и в целом здесь принято уважать старших и беспрекословно им подчиняться. Бывает, старшие злоупотребляют своим статусом, но и младшие втихаря порой позволяют себе такие выходки, что непонятно, как реагировать.
Понятно, что в каждой группе, на секции у Льва развивались какие-то отношения. И драки были, и даже на религиозной почве разногласия, и всякое разное. Так что в очередной раз я убедилась, что в школу точно не пойдём, а вот в таком лайт-режиме приобщаться к местному образованию вполне можно.
Итак, как обстоят дела сейчас. Лев проходит 3-й класс. Мы обеспечили себе комфортные условия жизни, и теперь я могу снова погружено и качественно заниматься ученьем сына. Судя по всему, аттестацию он сдаст успешно и быстро. Нашлись друзья — дети наших новых знакомых, соседи, ребята из шахматной школы.
Вы спросите, чем же он занимался все те дни и месяцы, когда мы с мужем усиленно работали? Я и сама одно время волновалась по этому поводу. Он бегал по двору, копал огород, колол уголь, заготавливал дрова, гонял соседских котов и лез на дерево. Ну и читал книги, как всегда. Наш городской мальчик быстро превратился в деревенского парнишку.
Мне кажется, наш переезд пошёл ему на пользу. Он стал самостоятельнее. И благодарнее. На днях, сидя за чаем, сказал: «Мам, раньше я так ныл от того, что мне скучно в квартире, и просил, чтоб ты со мной поиграла. А теперь я понимаю, что это было счастливое время. И сейчас счастливое. Только я больше не ною. Я рад, что мы здесь, что у нас дом, горы кругом и много новых друзей. Я, наверное, повзрослел, мам».
Автор: Яна Набокова, мама первоклассника на СО, педагог, писатель.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: